Виртуальные пациенты помогают учиться без риска заболеть

#Симуляционное оборудование

13 июня 2020

Симуляционное оборудование на фоне пандемии COVID-19 позволило студентам медикам продолжить обучение навыкам практической работы с пациентами без риска заражения.

Работа с пациентами — неотъемлемая часть обучения врачей и других медицинских работников: умение общаться, находить подход к людям, ставить диагнозы, отрабатывать навыки ухода и лечения можно только в условиях реальной клиники или максимально близких к ним. Эпидемия COVID-19 вынуждает больницы отказывать студентам-медикам в очном присутствии. Как решить проблему? 

Разработка новых программных модулей для виртуальных пациентов стала одним из ключевых направлений на фоне пандемии. За основу была взята модель программного обеспечения, предложенная американскими учеными Кариной Джордж и Набилом Зэри еще в 2014 году.

Доктор медицинских наук Ким Бейли, в прошлом занимавшаяся вопросами симуляционного оборудования в Харбор Колледже Лос-Анджелеса, рассказала о том, как при помощи виртуального моделирования создать безопасную и максимально приближенную к реальности среду обучения для студентов-медиков, а также о тех целях, которые преследуют ученые, разрабатывая виртуальную реальность для студентов. Виртуальный пациент — это интерактивная модель реального пациента, созданная в первую очередь с целью обучения будущих докторов и медицинских работников. Интерфейс позволяет запрашивать историю болезни, результаты исследований и прочую информацию, необходимую для постановки диагноза или принятия решения о методах лечения и ухода. Применение таких технологий в ходе обучения студентов позволяет развить аналитическое мышление, расширить представление о методах диагностики.

Главные вопросы исследований в этой области — какие аспекты медицинской деятельности и ухода за пациентами необходимо включить в программное обеспечение виртуальных пациентов и каким образом следует внедрять новую технологию в образовательный процесс. В качестве теоретической базы программного обеспечения были выбраны материалы, необходимые для сдачи государственного теста для медицинских работников (Outcome-Present State Test): формат теста нацелен на проверку умения анализировать фактические данные и анамнез, ставить диагноз, назначать лечение и необходимый уход. Информация, которую предоставляет виртуальный пациент, представляет собой совокупность текстовых данных и мультимедиа, что позволяет учащимся соотносить теоретические знания с практикой.

Основываясь на собранных данных и результатах запуска пробных моделей, Карина Джодж и Набил Зэри создали модель виртуального пациента для обучения медсестер, состоящую из трех уровней: на первом уровне студенту предоставляется фактическая информация (результаты анализов, жалобы, сведения о членах семьи), при необходимости можно запрашивать дополнительную информацию; на втором уровне необходимо выбрать следующие шаги, которые потенциально приблизят пациента к выздоровлению — на этом этапе могут быть предложены наводящие вопросы, имитирующие живое общение и позволяющие визуализировать мыслительный процесс; на третьем уровне система предоставляет итоговые данные о предпринятых действиях, их возможных последствиях и дает оценку навыкам обучающегося, включая анализ уровня знаний по отдельным аспектам и рекомендации. Ученые также отмечают, что, для того чтобы система была эффективной, она должна быть соотнесена с конкретными предполагаемыми результатами обучения.

Система была апробирована на студентах третьего курса программы «Сестринское дело». В рамках курса студенты должны были овладеть навыками правильного и научно обоснованного ухода за пациентом, научиться разрабатывать плана ухода, вести документацию. Работа с виртуальными пациентами была призвана не только провести финальное тестирование, но и непосредственно обучить студентов, позволив проследить результаты применения того или иного метода лечения или ухода. В итоге стало ясно, что многие студенты испытывают сложности в применении на практике теоретических навыков, полученных за годы учебы. Исследователи предположили, что использование виртуальных пациентов на постоянной основе должно поспособствовать развитию прикладных навыков уже на этапе обучения.

Виртуальные пациенты, адаптированные к программе обучения медиков, могут помочь студентам развить клиническое мышление. Предлагаемые модели виртуального ухода за пациентами позволят систематически разрабатывать различные типы виртуальных пациентов и сделают возможным обмен педагогическими проектами между образовательными учреждениями.

Д-Р Ким Бейли
  • Комментарии
Загрузка комментариев...