Президент РФ Владимир Путин провёл в режиме видеоконференции совещание о развитии генетических технологий в Российской Федерации.
В своем докладе глава Минобрнауки России Валерий Фальков подчеркнул, что на всех уровнях образования от школы до аспирантуры сформирован запрос на новое качество образования в области генетики.
«Генетические технологии, в том числе секвенирование и редактирование генома, становятся повседневной практикой в медицине, сельском хозяйстве, охране природы, микробиологической промышленности. Те, кто обучается сейчас в средней школе, достигнут совершеннолетия уже в новой генетической эпохе и, конечно, важно обеспечить их необходимыми знаниями. Необходимо в короткие сроки обеспечить массовую подготовку квалифицированных кадров в области генетики», - сказал Министр.
При этом Валерий Фальков указал на сложности при обучении генетике в средней школе: это недостаточная подготовка учителей, отсутствие приборной базы и нехватка методических материалов, в том числе для практических занятий. Министр подчеркнул необходимость производства отечественных наборов для постановки простейших научных экспериментов. В качестве успешных практик по организации обучения молекулярной генетике в нашей стране Министр привел проект Курчатовского института, «Академические» и «Медицинские» классы, постановку биологического трека в образовательном центре «Сириус».
«Задача обучения школьников основам молекулярной биологии и генетики может и должна быть решена с привлечением материально-технической и интеллектуальной базы университетов. Необходимо искать варианты нестандартных решений», - заявил Валерий Фальков. Эффективным примером таких решений Министр считает программы полевого обучения основам генетики, селекции и сопутствующих технологий. Для этих целей в мире широко используется система экологических полевых станций, которые, как правило, курируются университетами. Станции регенеративного земледелия, экологического мониторинга, эталонные участки биоразнообразия, экспериментальные полевые программы восстановления и поддержания нарушенных экосистем - хорошие способы заинтересовать школьников современными генетическими технологиями, привлечь внимание к экологии.
Валерий Фальков подчеркнул, что современная молекулярная генетика - это комплексная междисциплинарная область, а традиционные факультеты в вузах, исторически созданные под конкретную предметную область, не позволяют студентам получить весь спектр необходимых компетенций. Министр назвал решением вопроса переход на междисциплинарную подготовку через индивидуальные траектории обучения с обязательной включенностью в исследовательскую работу и активным взаимодействием с индустриальными партнёрами.
«Магистранты и аспиранты должны работать в составе исследовательских коллективов. Перспективно выстраивание «единых треков» - интегрированных программ магистратуры-аспирантуры, когда тематика будущей кандидатской диссертации задаётся уже в магистратуре. А после окончания аспирантуры и получения степени важно создать для молодых ученых условия для академической мобильности», - сказал Валерий Фальков.
Министр отметил успешный опыт поддержки перспективных научных исследований и молодых научных групп. Так, программой исследовательских проектов РНФ уже поддержан 231 проект молодых ученых на общую сумму 1,7 млрд в области генетики.
«Еще одной формой поддержки такой интеграции от студента до ученого, от образования до научных исследований - будет новая программа научного лидерства. Исследовательские задачи будут ставиться на стыке нескольких дисциплин в целях развития генетических технологий. Результаты отбора первых программ мы планируем получить не позднее сентября этого года», - подчеркнул глава Минобрнауки России.
Подробнее – на сайте kremlin.ru