Громкий скандал, разгоревшийся в России после того, как в подмосковном Одинцово была – случайно – обнаружена квартира, в которой няня жила с «суррогатными» младенцами, и вылившийся в результате в не менее громкое уголовное дело, привлек внимание общественности к проблеме суррогатного материнства.
В Общественной палате во время круглого стола по теме «Международный день ВРТ. Достижения, успехи и нерешенные проблемы вспомогательных репродуктивных технологий» разгорелась дискуссия о необходимости «узаконить» (хотя оно и так разрешено в России) суррогатное материнство и необходимости лицензирования деятельности агентств, такие услуги предоставляющих. Спорили много и увлеченно, но к единому мнению так и не пришли.
По словам Ольги Зиновьевой, управляющего партнера адвокатского бюро «Онегин», существующие в России регулирующие процесс суррогатного материнства нормы (прописаны в ФЗ №323 и приказе Минздрава РФ №107н от 3 августа 2012 года), ни в каких дополнениях не нуждаются, а вот разработать критерии для лицензирования агентства суррогатного материнства – «давно пора». Потому что сейчас за ними (агентствами) не никакого контроля и надзора со стороны госорганов.
Вице-президент РАРЧ Маргарита Аншина:
«Необходимо разделить проблему сурматеринства на два аспекта:
медицинский, где прописаны показания или противопоказания к сурматеринству, определение пригодности сурмамы для переноса ей эмбрионов, вынашиванию и родоразрешению, а также программу ЭКО с сурматеринством;
юридический — не касающийся никак клиник — выдача лицензий не агенствам, а юристам, которые отвечали бы за деятельность этих агентств».
Олег Филиппов, замдиректора Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава РФ уверен, что должен быть создан «реестр сурматерей и рожденных ими детей», который отдать в органы и опеки и поручить им контроль за этой сферой (как в таком случае сохранять тайну рождения малышей, дабы не «ставить на них клейма», чиновник не уточнил).
По итогам круглого стола Маргарите Аншиной председателем комиссии Общественной палаты Лео Бокерией было поручено «лично заняться проработкой» ее же инициативы.
А представлявший Минздрав Филиппов всю ответственность со своего ведомства снял, заявив, что
«отбор сурматери или заключение договора с ней не является сферой ответственности Минздрава. Из чего следует, что без помощи Минюста, органов ЗАГС, МВД и Следственного Комитета ничего нельзя сделать».
Элемент не найден