Круглый стол «Морская медицина». Итоги.

#Топ медицинских новостей

23 апреля 2021

21 апреля в Санкт-Петербурге в конференц-зале «Толстой» в отеле «Кортъярд Санкт-Петербург Центр-Вест/Пушкин» состоялся круглый стол по морской медицине. Инициатором круглого стола выступила Ассоциация «Институт удаленного здравоохранения», которая занимается разработкой стандартов обучения и оказания медицинской помощи на удаленных объектах. Генеральным спонсором мероприятия выступила группа компаний «Центр корпоративной медицины».

«Проблема оказания эффективной медицинской помощи на удаленных промышленных объектах и труднодоступных территориях остается крайне важной», - отметил президент Ассоциации Андрей Борисович Карпов в рамках приветственного слова. «Уверен, все согласятся с тем, что морская медицина является одной из важнейших составляющей системы удаленного промышленного здравоохранения и с момента реорганизации структуры медицинского сопровождения судов, вопросов в этой сфере стало не меньше, а больше. Мы собираемся продолжить начатую работу: в этом году планируется провести еще один круглый стол, а также посвятить вопросам морской медицины отдельную секцию на нашей III Международной конференции по удаленному промышленному здравоохранению, которая будет проходить традиционно в сентябре в городе Томске».

Генеральный директор ГК «Центр корпоративной медицины» Сергей Анатольевич Антипов в своем докладе поделился опытом взаимодействия ЦКМ с морскими промышленными объектами в Печорском, Карском, Охотском, Южно-Китайском морях и озвучил те проблемы, с которыми ЦКМ сталкивается в процессе работы, и которые послужили поводом для обращения к экспертному сообществу. Сергей Анатольевич подчеркнул, что на данный момент отсутствует отдельный порядок организации и оказания медицинской помощи на морских объектах. Заказчики медицинских услуг на морских объектах зачастую не понимают, какого уровня компетенции медицинский персонал им требуется. Наряду с этим отсутствует понимание о техническом оснащении здравпункта и медикаментозном обеспечении. «Этот вопрос очень важный и его надо решать, чтобы и заказчики и исполнители работали в правовом поле четко, эффективно и правильно», - подчеркнул Сергей Анатольевич.

Ильдар Пулатович Миннуллин, заведующий кафедрой скорой медицинской помощи и хирургии повреждений Первого Санкт-Петербургского медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, в своем докладе о лечебно-эвакуационном обеспечении при неотложных состояниях на морских судах обозначил необходимость совершенствования законодательной базы, внедрения в практику специалистов судовой медицины инновационных методов повышения профессионального уровня, таких как телемедицинские консультации, обучение членов экипажей оказанию первой помощи по современным сертифицированным программам. «В случае внезапной сердечной смерти без медицинского работника можно обойтись, если на судне будет присутствовать несколько человек, обученных по программе базовой сердечно-легочной реанимации, а также, если на судне будет находиться автоматический наружный дефибриллятор», - подчеркнул Ильдар Пулатович. В штатные расписания экипажей морских судов необходимо включить позицию «судовой врач», а также внести корректировки в образовательную программу по этой специальности и включить ее в систему непрерывного медицинского образования. «По моему мнению, судовому врачу не обойтись без межрейсовой стажировки в лечебно-профилактическом учреждении. Судовой врач работает на борту в режиме «пожарника», и у него в течение месяца может не произойти ни одного случая, где он смог бы проявить свои знания и навыки. Большая часть времени должна быть отведена на работу судового врача в качестве врача-стажера в лечебных учреждениях соответствующего профиля», - добавил докладчик.

Представители ФГУП НИИ промышленной и морской медицины ФМБА Юрий Валентинович Грабский и Юрий Сергеевич Турлаков представили доклад о проблемах расхождения нормативно-правовой базы в сфере медицинского обеспечения морской деятельности Российской Федерации с международным законодательством. В русле международного законодательства существует ряд документов, регулирующих морскую деятельность: «Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты» (ПДНВ), конвенция «О труде в морском судоходстве» и др. Существует ряд отечественных документов, которые имеют прямое, либо косвенное отношение к медицинскому обеспечению членов экипажа и судов, но они не коррелируют с международной законодательной базой. Таким образом, законодательная и нормативная база РФ не в полной мере обеспечивает выполнение принятых Российской Федерации международных обязательств в сфере медицинского обеспечения морской деятельности. В целях эффективного решения вопроса расхождения отечественных и международных требований, Юрий Валентинович озвучил основные направления совершенствования нормативно-правовой базы: «Необходимо подготовить нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к наличию на судах помещений медицинского назначения и их оснащению, к наличию лекарственных препаратов, включая наркотические обезболивающие препараты, правомерность оказания медицинской помощи на борту судна, а также стационарных и плавучих морских платформ, порядок проведения медицинских осмотров».

С точки зрения потребителя медицинских услуг в сфере морской деятельности выступил Павел Александрович Морозов, заместитель генерального директора АО «РОМОНА» по развитию бизнеса: «Международные заказчики услуг компании предъявляют повышенные требования к медицинскому обеспечению судов: медицинскому персоналу, оснащению лазарета. Для выполнения этих требований компания прошла несколько этапов становления системы медицинского обеспечения на судне. Наем отдельных медицинских специалистов для организации и оснащения медицинского пункта привел нас в тупик – во время аудиторских проверок мы часто сталкивались с необходимостью устранения ряда замечаний. На следующем этапе мы пришли к необходимости закупать медицинские услуги у специализированных организаций. На рынке стали появляться специализированные коммерческие компании, такие как «Центр корпоративной медицины», с которым у нас получилось плотное и эффективное сотрудничество, отвечающее как российскому законодательству, так и требованиям международных заказчиков». В своем выступлении Павел Александрович сделал акцент на расхождении в требованиях к системе медицинского обеспечения на судне международного и российского законодательств. «Несовершенство законодательной и регламентирующей базы в области морской медицины ведут к возникновению сложностей, которые в конечном итоге влияют на эффективность подготовки и конечный результат морских проектов», - отметил докладчик.

Руководитель направления морской медицины Ассоциации «Институт удаленного здравоохранения», профессор СПБГУ Константин Валерьевич Логунов представил на круглом столе исследования последний лет в морской медицине и анализ проблем связанных с медицинским обслуживанием морских работников с точки зрения концепции отдаленного здравоохранения. «Для обывателя оказание медицинской помощи всегда выглядит однотипно: есть заболевший или пострадавший и скорая помощь, которая увозит его в больницу, где его лечат. Это парадигма современного здравоохранения. Но на удаленных объектах эта парадигма не может работать». Одна из проблем морской медицины – это состыковка алгоритмов, которые могут быть исполнены на удаленном объекте с тем, к чему привыкло обывательское здравоохранение». Константин Валерьевич с помощью статистики обратил внимание на дефекты в работе медицинских осмотров: в статистике заболеваний на удаленных объектах должны превалировать травмы, а не хронические сердечно-сосудистые заболевания или заболевания желудочно-кишечного тракта. При грамотной организации работы по медицинским осмотрам, людей с хроническими заболеваниями можно было бы отфильтровать. В международной практике в качестве решения этой проблемы, предлагается проводить скрининг для каждого вида заболеваний. Но с точки зрения экономической составляющей, такой подход несет в себе дополнительные, зачастую неоправданные расходы. В ходе дискуссии экспертами были предложены различные решения проблемы медицинских осмотров, в том числе создание единой базы данных и цифрового паспорта здоровья моряка, в котором отражалась бы динамика его здоровья. Докладчик обратил особое внимание на обучение персонала удаленных объектов основам первой помощи. В качестве примера, были продемонстрированы учения морской спасательной службы по оказанию помощи пострадавшему водолазу. «Когда обучение и тренировки связаны с конкретными потребностями и ожидаемыми происшествиями, когда есть четкий план экстренного медицинского реагирования, у персонала есть понимание структуры происшествия, что значительно повышает выживаемость пострадавших в случае реальных ситуаций», - добавил Константин Валерьевич.

О подготовке судовых специалистов по оказанию медицинской помощи на борту рассказал Эдуард Николаевич Безкишкий, начальник медицинской службы ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова». На данный момент, по международным требованиям, на судах с численностью команды менее 100 человек, функции оказания первой помощи и медицинских манипуляций возлагаются на одного из членов экипажа. «Я бы хотел заострить внимание на том, что наша схема обучения в первую очередь работает на ситуацию, когда судно находится вне территориальных вод Российской Федерации. В международной конвенции речь идет о сертификационных требованиях, соответственно каждый моряк на корабле в рамках своей компетенции должен иметь определенные сертификаты по направлениям, связанным с безопасностью, с охраной здоровья и т.д. В качестве одного из критериев соответствия систем образования конвенционным (ПДНВ) требованиям используются Модельные курсы – специальные издания Международной морской организации (IMO), состоящие из методических комплексов в той или иной области подготовки специалиста. В подготовке к сертификации судового специалиста, в компетенцию которого входит оказание медицинской помощи на борту, мы руководствуемся курсами Elementary First Aid, First Medical Aid, Medical Care. В соответствующем разделе кодекса ПДНВ приведены минимальные требования по оказанию первой медицинской помощи и медицинского ухода, которые включают в себя мелкие хирургические операции, обезболивание, фармакологию, стоматологию и т.д. с рекомендациями о прохождении практики в ЛПУ, «если это практически возможно». Я согласен, что эти требования идут в разрез с законодательством Российской Федерации. Но вне территориальных вод РФ, от нас требуют, чтобы моряки соответствовали именно этим стандартам».

Более подробно с докладами участников круглого стола «Морская медицина – важная часть удаленного промышленного здравоохранения. Актуальные вопросы и пути их решения» можно ознакомиться, посмотрев запись видеотрансляции заседания. 


  • Комментарии
Загрузка комментариев...