Ученые уже давно обеспокоены тем, что обычная практика медицинских журналов, принимающих коммерческие платежи от фармацевтических компаний, может привести к предвзятости в публикациях. Согласно новому исследованию в Университете Техаса в Остине (The University of Texas), ученые правы в своих сомнениях, но они сосредоточились на неправильном типе платежей.
Исследователи просмотрели 128781 статей, опубликованных в 159 различных медицинских журналах. Они исследовали, повышает ли вероятность получения дохода от рекламы, выполнения контракта на перепечатку или принадлежность крупной многонациональной издательской фирме публикацию благоприятных для фармацевтических компаний статей. И учёные обнаружили, что статьи, опубликованные в журналах, которые принимают плату за перепечатку, почти в три раза чаще пишутся авторами, которые отчисления за свои статьи от компаний.
Многолетние исследования показали, что статьи, написанные авторами с финансовым конфликтом интересов, чаще обсуждают фармацевтические продукты. Поэтому автор исследования Скотт Грэм (S. Scott Graham) и его команда создали первую в мире систему машинного обучения и базу данных для отслеживания индивидуальных конфликтов интересов в заявлениях о раскрытии информации на английском языке, расшифрованных из описаний на простом языке, таких как «Доктор Х получил средства от Компании А и Компании Б.»
Команда обнаружила, что статьи, опубликованные в журналах, которые принимают плату за перепечатку, в 2,81 раза чаще пишутся авторами, которые получают отраслевые платежи. Они также обнаружили, что принятый доход от рекламы или принадлежность крупной издательской фирме не влияют на вероятность того, что любая статья будет представлять конфликт интересов для автора.
Исследователи также исследовали, существует ли какая-либо связь между коммерческой практикой журнала и количеством конфликтов между авторами в каждой статье, и обнаружили, что статьи, опубликованные в журналах, которые принимают только контракты на перепечатку, имели в среднем на 1,52 больше конфликтов на статью. А статьи, опубликованные в журналах, которые только делают рекламное место доступным, имели в среднем на 1,13 меньше конфликтов на статью.
Команда также обнаружила, что статьи, опубликованные в журналах, принадлежащих крупным издательским компаниям, имели в среднем еще 3,2 конфликта интересов. Однако, по словам исследователей, многие из этих журналов также принимали плату за рекламу и перепечатку.
В целом, вывод, к которому пришли исследователи, был предсказуем: «…ученым, возможно, придется воспринимать публикации открытого доступа еще более серьезно», - заявил Грэм.
Алексей Демченко
Элемент не найден