Команда российских исследователей НИУ ВШЭ обнаружила, что при решении групповых задач компоненты “социального мозга” соактивируются, но целостную сеть не формируют. Исследование было опубликовано в журнале “Frontiers in Human Neuroscience”.
Компоненты социального мозга, предположительно, включают такие области, как медиальная префронтальная кора, полюс височной доли, височно-теменное соединение, предклинье и другие области.
В исследовании приняли участие 24 команды по 3 человека, которые были набраны из числа московских игроков викторины «Что? Где? Когда?'. В исследовании участники должны были решать задачи, как в небольших группах, так и индивидуально. Исследование длилось четыре часа и состояло из двух этапов, в рамках которых решалось по 60 задач.
При решении задач в группе каждая команда выполнила практическую сессию в классе и сессию сканирования, во время которой один испытуемый помещался в сканер МРТ, а двое коллег знатока сидели рядом с ним, с каждой стороны. Индивидуальную задачу решал только один член команды, находившийся на аппарате МРТ во второй части эксперимента. У участников было 40 секунд на решение каждой матрицы. В среднем команды правильно решили 44 задачи из 60, в то время как индивидуально работающие решали только 34 задачи.
Исследование показало, что при решении задач в группе, а не индивидуально, социальные компоненты мозга, описанные в литературе, соактивируются, но не синхронизируются. Другими словами, они не образуют целостную, совместно работающую систему. Зоны социального мозга активируются, когда получают различные социальные стимулы, такие, как фотографии или описания того, как люди взаимодействуют с другими. Когда люди работают вместе активируются структуры мозга, которые отвечают за восприятие и обработку информации без дополнительного анализа. Это наблюдение может подтверждать тот факт, что в группе легче решать проблемы, потому что требуется меньше личных когнитивных усилий.
Несмотря на то, что сеть не работает как единая система, она отнюдь не пассивна и обеспечивает процессы, необходимые для коммуникации, прежде всего, это способность понимать, что у других людей есть мысли и переживания, а также размышлять над своими мыслями и чувствами.
Элемент не найден