Игра “Что? Где? Когда?” продвинула понимание работы “социального мозга”

16 октября 2020

Команда российских исследователей НИУ ВШЭ обнаружила, что при решении групповых задач компоненты “социального мозга” соактивируются, но целостную сеть не формируют. Исследование было опубликовано в журнале “Frontiers in Human Neuroscience”.

Компоненты социального мозга, предположительно, включают такие области, как медиальная префронтальная кора, полюс височной доли, височно-теменное соединение, предклинье и другие области.

В исследовании приняли участие 24 команды по 3 человека, которые были набраны из числа московских игроков викторины «Что? Где? Когда?'. В исследовании участники должны были решать задачи, как в небольших группах, так и индивидуально. Исследование длилось четыре часа и состояло из двух этапов, в рамках которых решалось по 60 задач.

При решении задач в группе каждая команда выполнила практическую сессию в классе и сессию сканирования, во время которой один испытуемый помещался в сканер МРТ, а двое коллег знатока сидели рядом с ним, с каждой стороны. Индивидуальную задачу решал только один член команды, находившийся на аппарате МРТ во второй части эксперимента. У участников было 40 секунд на решение каждой матрицы. В среднем команды правильно решили 44 задачи из 60, в то время как индивидуально работающие решали только 34 задачи.

Исследование показало, что при решении задач в группе, а не индивидуально, социальные компоненты мозга, описанные в литературе, соактивируются, но не синхронизируются. Другими словами, они не образуют целостную, совместно работающую систему. Зоны социального мозга активируются, когда получают различные социальные стимулы, такие, как фотографии или описания того, как люди взаимодействуют с другими. Когда люди работают вместе активируются структуры мозга, которые отвечают за восприятие и обработку информации без дополнительного анализа. Это наблюдение может подтверждать тот факт, что в группе легче решать проблемы, потому что требуется меньше личных когнитивных усилий.

Несмотря на то, что сеть не работает как единая система, она отнюдь не пассивна и обеспечивает процессы, необходимые для коммуникации, прежде всего, это способность понимать, что у других людей есть мысли и переживания, а также размышлять над своими мыслями и чувствами.

Элемент не найден