Уроки безопасности для детей и их родителей

21 июл 2021
#Интервью

В июне 2021 года в парке Горького прошел Всероссийский фестиваль «Большая перемена» платформы «Россия – страна возможностей», на котором была организована работа более 20 площадок от различных организаций. Наш собеседник Антон Гладилин, начальник штаба пожаротушения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по г. Москва, по инициативе и при участии Евгения Козеева, члена общественного совета РФ и Президента ВСКС, совместно с Всероссиийским студенческим корпусом спасателей на одной из площадок в игровой форме обучал школьников приемам оказания первой помощи и использованию первичных средств пожаротушения. Ребята могли на время надеть боевую одежду и снаряжение пожарного и почувствовать себя настоящими спасателями. Фестиваль посетили 15000 школьников со всей России!

Антон Валерьевич, в рамках фестиваля Вы также читали мотивационную лекцию по безопасности перед победителями школьных Олимпиад. О чем Вы говорили на лекции?

Основной целью данных мотивационных бесед является выявление уровня подготовленности детей к действиям в критических ситуациях и выработка образовательной концепции в области безопасности жизнедеятельности для учащихся различного возраста.

Мы стараемся мотивировать детей заниматься социальными, политическими и благотворительными проектами, проявлять себя в сфере добровольчества, оказывать помощь людям, животным и принимать участие в экологической безопасности нашей страны. 

На этом Ваше общение с детьми и подростками этим летом не закончилось. Расскажите, что было дальше?

В июле текущего года мы продолжили реализацию проекта на территории детского центра «Артек», куда приехали 660 финалистов Всероссийских соревнований - это школьники 5-7 классов. Это был шикарный опыт общения с одаренными детьми. Мы обучали детей личной безопасности и проводили мотивационные встречи, посвященные добровольчеству. Как оказалось, многие дети, в этом юном возрасте, уже являются руководителями добровольческих движений, имеют свои проекты и являются победителями президентских и губернаторских грантов.

Обе площадки, что в Парке им. Горького, что в международном лагере «Артек», открывал лично Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, а курировал площадки первый заместитель Администрации Президента Российской Федерации Кириенко Сергей Владиленович. Это говорит о серьёзности и важности проекта в масштабах всей страны.

 

Вы могли бы выделить какой-то вопрос, заданный Вам школьником-подростком, который поставил Вас в тупик или удивил? 

Да, конечно. Очень понравились вопросы от учеников о том, чем отличается спасатель от добровольца, и для чего вы занимаетесь добровольчеством, ведь это не приносит ни материальные, ни финансовые блага.

У Вас сложился богатый опыт общения с детьми и подростками разных возрастов. Есть ли у Вас ответ на вопрос, как бороться с подростковым скепсисом, излишней самоуверенностью и отсутствием страха перед чрезвычайными ситуациями?

Известно, что природой детям даны основные навыки выживания, то есть основные безусловные рефлексы. Однако исследования показали, что этапы развития детей, их возрастная психология, интересы, увлечения и потребности иные, чем у взрослых людей. Поэтому стратегия простого воспроизведения информации в области профилактики детского травматизма и действий в случае возникновения различных происшествий, недостаточна при обучения детей. 

Наблюдения показали, что проведение обучения школьников предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в формате тренинга, как дидактического средства развития компетенций в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, наиболее эффективно и даёт результативность в течение длительного времени, а, зачастую, формирует понятийный аппарат на всю оставшуюся жизнь.

Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер в своей книге «Компетенции на работе» выделяют пять типов базовых качеств, развитие которых при проведении тренингов, привели к успешному выполнению действий учениками. Одним из важнейших, на мой взгляд, качеств учеников являются мотивы, то есть то, о чем ученик думает, чего хочет постоянно и что вызывает действие. Мотивы «нацеливают, направляют и выбирают»   поведение учеников на определенные действия или цели и уводят в сторону от остальных.

Мною было обращено внимание, что мотивированные на достижение результатов ученики ставили перед собой задачу на достижение успеха, несли личную ответственность и пользовались обратной связью с преподавателем для достижения лучших результатов.

Развитие эмоционального самоконтроля, как наиболее сложной реакцией на стресс у учеников, позволяет им в условиях ограниченного времени, действовать более обдуманно, избегая рисков для собственной безопасности и выявлять угрожающие состояния у пострадавших.

 

Возвращаясь к вопросу детской безопасности, есть ли у Вас статистика, которая говорила бы об актуальности этой темы?

Конечно! По данным доклада Всемирной организации здравоохранения и United Nations Children's Fund (UNICEF): «…ежедневно более 2000 детей погибает в результате непреднамеренных, или случайных, травм, и ежегодно десятки миллионов детей во всем мире попадают в больницы с травмами, из-за которых они часто остаются инвалидами на всю оставшуюся жизнь.

Примерно 830 000 детей моложе 18 лет ежегодно умирают в результате неумышленной травмы во всём Мире…». По данным ВОЗ основными показателями детской смертности ежедневно являются:

  • дорожно-транспортные происшествия – 720 детей ежедневно;

  • утопления – 480 детей ежедневно;

  • ожоги – 260 детей ежедневно;

  • падения – 130 детей ежедневно;

  • отравления – 125 детей ежедневно.

«Всемирный доклад о профилактике детского травматизма» ВОЗ дает первую всестороннюю глобальную оценку детских непреднамеренных травм и предлагает меры для их предупреждения. Согласно выводам доклада, при повсеместном принятии проверенных профилактических мер ежедневно можно спасать, по меньшей мере, 1000 детских жизней.

В настоящее время вопросы обучения школьников и развития у них ключевых компетенций в области личной безопасности или, как принято говорить, «основам безопасности жизнедеятельности», на сегодняшний день стоит очень остро. Считаю, что личная безопасность является одной из базовых компетенций, которые должны развиваться у детей с малых лет.

 

Какие чрезвычайные ситуации с участием детей случаются наиболее часто? Какие действия следует предпринимать взрослым в каждом из случаев?

По моим наблюдениям наибольшее количество травм получают дети дошкольного и среднего школьного возраста. Основные травмы, с которыми приходится работать как спасателям, так и врачам:

-            термические ожоги. Причиной такой травмы может стать опрокидывание посуды с кипятком, баловство детей при купании, игра детей со спичками и др. При ожоге важно удалить ребёнка из опасной зоны, охладить место ожога проточной холодной водой, вызвать скорую медицинскую помощь;

-            химические ожоги. Это те ожоги, которые получают дети при попадании на их кожные покровы и слизистые оболочки химических веществ, таких как кислоты, щёлочи, из которых состоит большинство моющих средств. В этом случае необходимо проточной холодной водой обильно смыть химическое вещество и незамедлительно вызвать скорую медицинскую помощь;

-            падение с высоты. Примерно с 5-ти летнего возраста дети начинают осваивать «верхние ярусы» в своих квартирах (шкафы, полки и др.). Это нормальное поведение детей, они таким образом познают окружающий их мир. Ограничьте возможности детей, убрав стулья, тумбы и пуфики, по которым ребёнок может взобраться на шкаф;

-            падение мебели и незакреплённых тяжёлых предметов. Любая детская мебель, шкафы, двухъярусные кровати и др. должны быть закреплены (зафиксированы) к стене. Современные производители мебели в комплект включают специальную фурнитуру: анкеры или саморезы, а так же специальные крепёжные ремни или ленты. Обязательно их используйте;

-            электротравма, т.е. поражение электрическим током. Здесь чётко нужно понимать, что в первую очередь при получении электротравмы необходимо отключить электричество. Если вы этого не сделаете и сразу броситесь спасать ребёнка, то сами можете пострадать и, возможно, в этот момент рядом не окажется человека, который мог бы вам помочь. Далее необходимо вызвать скорую медицинскую помощь. При отсутствии дыхания у ребёнка – произвести комплекс сердечно-лёгочной реанимации;

-            инородное тело в верхних дыхательных путях. Основная задача родителей при покупке игрушек - выбирать более качественные, без мелких деталей. Размер игрушек должен быть больше, чем ротовое отверстие ребёнка. Если всё-таки ребёнок подавился и перестал дышать, то необходимо провести комплекс мероприятий при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом;

-            переломы пальцев кисти. Очень часто родители, заходя с прогулки в квартиру, не контролируют положение рук детей, а те в свою очередь не успевают убрать руки и тяжёлой дверью пальцы прищемляются. Или же дети просовывают руки со стороны дверных петель и сами закрывают дверь. Рекомендую использовать различные блокирующие устройства дверей;

-            травмы, полученные от домашних животных. Здесь важно наблюдать за поведением животного и не оставлять его наедине с ребёнком.        

-            «отравление через рот». К этому виду отравлений мы относим отравления моющими средствами, щелочами, кислотами, медикаментами. Не буду говорить, что все опасные жидкости должны находить в зоне недосягаемости детьми, это итак известный факт, однако при отравлении нужно сделать следующее:

  • при отравлении моющими средствами – незамедлительно вызвать скорую медицинскую помощь по телефону «103», при этом чётко назвать причину вызова, точный адрес, возраст ребёнка, посмотреть на этикетке моющего средства (а лучше изучить заранее, при покупке) алгоритм действий при отравлении;

  • при отравлении щелочами и кислотами важно искусственно не вызывать рвоту, не разбавлять попавшее в пищевод и желудок вещество другими химическими веществами, содовыми или солевыми растворами. Можно дать ребёнку небольшое количество холодной воды для того, чтобы снизить концентрацию химического вещества.

Во всех вышеперечисленных случаях, при получении травм и угрожающих жизни состояний, важно не оставлять ребёнка одного, следить за его физическим состоянием, обеспечить психологический комфорт ребёнка.

Расскажите, пожалуйста, что делать в ситуации, когда маленький ребенок случайно закрылся в помещении и не может открыть взрослым дверь?

Зачастую под словом «безопасность», по отношению к дверям и замкам, многие понимают защиту своего дома от проникновения злоумышленников снаружи, но практически никто - возможность быстро покинуть помещение. Однако, тема запертых дверей также одна из самых актуальных на сегодняшний день. Практически ежедневно пожарные и спасатели выезжают на такие происшествия. Вы должны понимать, что когда ребёнок закрылся за дверью, это опасно. Такие ситуации необходимо прогнозировать и исключать.

Хочу поделиться с вами некоторыми правилами, которыми я руководствуюсь в своей жизни:

  • входная дверь не должна иметь засов-защелку. Если ребёнок закроется изнутри, то самостоятельно открыть щеколду вы никогда не сможете;

  • у входной двери должна отсутствовать система самозакрывания (захлопывания), т.к. если вы вышли из квартиры без ключей, обратно попасть будет проблематично;

  • замок входной двери должен иметь «вертушек» (поворотную ручку) с обязательной возможностью открывания замка ключом снаружи;

  • вертушок засова должен быть установлен на высоте, не доступной для поворота ребенком;

  • межкомнатные двери или двери в ванную комнату (туалет) не должны иметь засовов и накидных крючков. Замки таких дверей должны иметь поворотный механизм (вертушок), позволяющий открыть дверь снаружи. В противном случае, если ребёнок закрылся за дверью, придётся эту самую дверь демонтировать. 

Если вы попали в подобную ситуацию, для начала позвоните или постучите в дверь соседям, попросите их вызвать спасателей по телефонам «1010» или «01». При разговоре с ребёнком вы не должны показывать своего волнения, постарайтесь убедить ребёнка открыть дверь. Хорошей практикой является «замыкание» внимания ребёнка на себе. Расскажите интересную историю. Можно проиграть любимую сказку ребёнка «по ролям». Главное, чтобы ребёнок всё время находился около двери. Запрещается ругать ребёнка или угрожать ему.

С какого возраста, по вашему мнению, ребенку необходимо начинать рассказывать о безопасности? Как делать это максимально эффективно?

Природой заложено так, что начиная с самого рождения, мы стараемся обеспечить безопасность своих детей. Но нужно понимать, что осознанность действий и анализ ситуаций у детей начинается примерно с 8-летнего возраста, так как до этого возраста процесс развития интеллекта за счет адаптации субъекта к изменяющейся среде ещё не закончен. Но общаться с ребенком на тему безопасности следует начинать с его первых самостоятельных шагов.

Одним из способов донести полезную информацию до детей является рассказ сказок, историй, приведение примеров. Главное, чтобы мы не упрекали своего ребёнка за какой-то проступок, а рассказывали о конкретной ситуации на примере придуманных героев.

Существует несколько вариантов воспитания детей сказкой:

  • дидактическая сказка, когда ребёнок, отвечая на вопросы сам приходит к истине;

  • психокоррекционная сказка, когда мы рассказываем о герое как об отрицательном персонаже, который делает всё неверно, но потом исправляется;

  • недосказанные сказки, когда мы рассказываем сказку не до конца, а потом ребёнок самостоятельно придумывает окончание сказки, и мы можем диагностировать «пробелы» в знаниях;

  • рисование сказки и многое другое.

Главная задача родителей - дифференцировать информацию, в зависимости от возраста ребёнка, ни на секунду не оставлять своих детей без внимания и быть всегда готовыми прийти на помощь своему ребёнку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...