Спасатель.Рядом: тревожная кнопка в каждом смартфоне

5 мар 2021
#Интервью

Сервис, объединяющий очевидцев происшествий и добровольных спасателей, является важным звеном в системе оказания первой помощи. Большая часть критических состояний в результате чрезвычайных инцидентов требует незамедлительной реакции. Такую скорость могут обеспечить только очевидцы ЧС и подготовленные добровольцы, владеющие необходимыми навыками первой помощи. Мобильное приложение «Спасатель.Рядом» является такой digital платформой, объединяющей квалифицированных спасателей и свидетелей происшествия. Об идее создания и перспективах развития сервиса редакции MedTecNews рассказал Борис Лейтес, руководитель проекта «Спасатель. Рядом» и председатель коллегии объединения добровольных спасателей «Экстремум».

Борис, для общего понимания, расскажите немного о самой организации «Экстремум»? Чем Вы занимаетесь?

«Экстремум» - общественная организация, объединяющая подготовленных добровольных спасателей и волонтеров. С 2008 года мы ведем поисково-спасательные работы в природной и техногенной среде совместно со спасательными подразделениями МЧС и непосредственно силами нашего отряда, при координации с Центром Управления Кризисными Ситуациями МЧС. В 2011 году Экстремум получил государственную аттестацию на право проведения аварийно-спасательных работ. Серьезную часть нашей работы составляет разработка программ обучения и сама подготовка добровольных спасателей для квалифицированного оказания первой помощи в случае необходимости.

Как родилась идея создания мобильного сервиса по первой помощи?

В рамках нашей деятельности мы слишком часто сталкиваемся с неквалифицированной помощью очевидцев несчастных случаев и некачественным обучением первой помощи. В результате мы решили подступиться сразу к четырем проблемам: стандартизовать требования по квалификации спасателей, создать сеть учебных центров с качественным обучением, объединить вокруг проекта сообщество подготовленных людей и привлекать их к оказанию помощи «в нужном месте в нужное время». Для решения этих задач был разработан сервис «Спасатель.Рядом», который на этапе проекта стал победителем двух конкурсов Фонда президентских грантов. Эта поддержка позволила нам решить вопросы с инфраструктурой, частичным оснащением и обучением добровольцев.

Расскажите о механике проекта? Как работает приложение?

На самом деле приложений два – сервис для очевидцев и отдельное приложение для спасателей, доступ к которому возможен после аттестации (проверки квалификации). Квалификацию добровольцев проверяют учебные центры - партнеры проекта в разных городах. В этих же учебных центрах проводится обучение. Приложение очевидца может установить абсолютно любой человек. Этот сервис служит для оповещения добровольцев, находящихся на дежурстве, о возникновении чрезвычайной ситуации. Хочу отдельно подчеркнуть, что в первую очередь свидетель происшествия должен сообщить об инциденте в службу спасения! 

Важно понимать, что суть проекта в объединении людей, обладающих знаниями и практическими навыками оказания первой помощи, а приложение – это удобный технический ресурс для применения этих навыков.


Какие требования к подготовке предъявляются для спасателей?

Требование к подготовке базируются на действующем законодательстве и особенностях применения знаний. В случае необходимости оказания первой помощи, мы гарантируем высокий уровень подготовки по всему перечню состояний. В городской среде помощь добровольного спасателя нужна как правило первые 20-30 минут, до приезда бригады скорой помощи. За пределами города нужно «уметь продержаться» до профессиональной помощи в течение 1-2-х часов. В этом случае знаний и навыков должно быть больше, соответственно объем обучения и требований выше. Квалификация людей – ключевой параметр при допуске спасателей к работе. Не любой медицинский специалист обладает достаточными навыками оказания первой помощи. Автоматический допуск получают только специалисты экстренной медицины на сновании документов. Медики других специальностей также проходят простую аттестацию. При наличии знаний это занимает час.

Сколько на данный момент аттестованных спасателей зарегистрировано в приложении?

На настоящий момент в приложении зарегистрировано 687 добровольных спасателей по всей стране. Как таковой привязки к региону у спасателя нет – он может оказывать помощь в любой точке России, если он на дежурстве. В Санкт-Петербурге одномоментно дежурит в среднем до 60 человек, этот показатель мы планируем увеличить до 150-180 человек за 1-2 года. Пандемия коронавируса внесла корректировки в наши планы, активная работа по развитию проекта в регионах началась только в конце лета 2020-го. К системе присоединились Нижегородская область, Москва, Татарстан, Великий Новгород, Новосибирск, Самара, Челябинск. В 2020 году в некоторых регионах мы сделали ставку на создание групп добровольцев, чтобы создать необходимый минимум добровольцев-онлайн. Сильные группы появились  в Санкт-Петербурге, Нижегородской области, Казани, Калининградской области. Например, неделю назад в Калининградской области было зарегистрировано 4 вызова, на все 4 вызова среагировали наши добровольцы. В 3-х случаях спасатели прибыли на место, в одном - дали консультацию дистанционно. За 2019 год было зарегистрировано 174 вызова, добровольные спасатели привлекались в 10% случаев.


Быть добровольным спасателем – это хобби или призвание? Кто эти люди? Чем они занимаются? Как привлечь к проекту больше спасателей?

«Спасатель.Рядом» - крайне свободное сообщество людей, которые умеют оказывать первую помощи и хотят помогать другим. Это и добровольцы, прошедшие курсы первой помощи, и специалисты, серьезно занимающиеся спасательным делом, и медицинские работники (врачи, фельдшеры СМП), которые готовы помогать в свободное от основной работы время.

Добровольцев, желающих помогать - достаточно. Основная сложность заключается в подготовке и оснащении людей. В этом направлении мы работаем через интеграцию с экстренными службами, нам помогают наши партнеры - общественные организации, которые развивают проект у себя в регионах. Могу сказать, что на данном этапе нам удалось сконцентрировать вокруг проекта существенные ресурсы. Но задач по-прежнему больше, чем мы успеваем решить. Конечно, крайне важна техническая и финансовая помощь, не все можно реализовать силами добровольцев. Но пока нам это удается.


 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...