Рынок коммерческой медицины во время пандемии: риски и возможности

29 июн 2020
#Аналитика
Пандемия коронавируса стала испытанием для всех сфер деятельности и в том числе коммерческой медицины. Как изменилась структура спроса, и какие тренды появились в отрасли, проанализировало маркетинговое агентство Media 108.

Спрос на медицинские услуги

Еще несколько месяцев назад, когда эпидемия коронавируса в РФ только набирала обороты, крупнейшие частные многопрофильные организации из 30 субъектов России, принявшие участие в программе «Исследование рынка коммерческой медицины в России», проведенной с августа по декабрь 2019 года компанией EY, сдержанно оценивали перспективы роста коммерческой медицины по сравнению с исследованием 2017 года.

Рисунок 1. Оценка состояния рынка коммерческой медицины в 2017 и 2019 годах


Результаты, полученные в исследовании, отражали мировую тенденцию в здравоохранении. По данным 2020 global health care outlook, затраты на здравоохранение в мире уменьшились с 5,2% в 2018 году до 3,2% в 2019-м.

Распространение пандемии усугубило и без того непростую ситуацию. Статистика запросов «Записаться в частную клинику» в поисковике Яндекс косвенно свидетельствует о существенном проседании потребности посетителей в коммерческой медицинской помощи. В марте и апреле нынешнего года, когда количество заболевших COVID-2019 в России резко возросло, кривая спроса на услуги частных медицинских клиник устремилась вниз.

 

Негативные тренды в спросе на медицинские услуги в связи с пандемией — явление ожидаемое и закономерное. Проведенный в марте этого года опрос GlobalData продемонстрировал серьезную озабоченность самих медицинских специалистов судьбой своих компаний в связи с ростом распространенности коронавирусной инфекции.

Рисунок 2. Процент медицинских специалистов, которые испытывают тревогу по поводу развития своей компании (данные на март 2020 года)

Одной из основных причин резкого падения спроса на медицинские услуги, особенно коммерческой медицины, стали карантинные меры по ограничению распространения SARS-CoV-2. Пандемия обусловила кардинальное изменение потребности пациентов и на узкоспециализированную медицинскую помощь.

 

Спрос на услуги узких специалистов: настоящее и будущее

Данные Yandex Wordstat отражают патогенез и основные осложнения COVID-19 и связанную с ними потребность пациентов в услугах узких специалистов.

Увеличение спроса в апреле 2020 года по сравнению с январем 2020 года на медицинскую помощь инфекциониста в 24 раза, услуги скорой медицинской помощи в 8,5 раз наглядно демонстрирует изменение в структуре заболеваемости.

Не менее убедительным свидетельством резкого изменения спроса на узкоспециализированные медицинские услуги в связи с пандемией является всплеск потребности в помощи врачей-реаниматологов практически в 100 раз.

Повышение потребности пациентов в помощи врачей-физиотерапевтов свидетельствует о важности реабилитационных мероприятий среди пациентов, перенесших COVID-2019. Этот тренд, предположительно будет развиваться с увеличением количества выздоровевших и после преодоления пика эпидемии.

В пользу этой тенденции свидетельствует необходимость восстановительных мероприятий практически для всех 100% пациентов, о которой в мае 2020 года заявила главный специалист по медицинской реабилитации Минздрава России, профессор Галина Иванова, подчеркнув, что реабилитация может длиться от 2–3 месяцев до года и дольше.

Произошли существенные перемены и в спросе на диагностические услуги – как лабораторные, так и функциональные.

Спрос на медицинские диагностические услуги

Изменения в этом секторе коммерческой медицины напрямую связаны с пандемией коронавирусной инфекции. Если учесть, что не менее чем в 15% случаев заболевание имеет среднюю и тяжелую степень тяжести, то из 420 000 заболевших COVID-19* в РФ около 63 000 человек испытывали (или испытывают) потребность в функциональной диагностике и прежде всего, компьютерной томографии легких. Это исследование может проводиться многократно – как на стадии диагностических мероприятий, так и в процессе лечения.

Доступные на сегодня статистические данные подтверждают повышение спроса на КТ и МРТ легких.

Рисунок 3. Спрос на функциональные диагностические услуги КТ и МРТ легких в Москве

Так, в Москве, на которую пришлась основная эпидемиологическая нагрузка, – 44% заболевших в РФ были зарегистрированы именно в столице** – спрос на МРТ легких в апреле увеличился более чем в 2,5 раза по сравнению с мартом, а на КТ легких — более чем в 15 раз.

Изменилась потребность пациентов и в лабораторных диагностических услугах. Очевидно, что в разгар пандемии появился спрос на тестирование, определяющее уровень антител к SARS-CoV-2. Всего с начала эпидемии в России было сделано более 2 800 000 тестов, что позволило выйти нашей стране на второе место в мире по тестированию на коронавирусную инфекцию.

Следует отметить, что тестирование на коронавирус не является исключительной прерогативой муниципальных учреждений. Так, еще в апреле стартовал совместный проект сети клиник «Медси», МТС и сервиса онлайн-консультаций SmartMed по продаже тестов на коронавирус. После покупки сертификата на проведение тестирования медицинский персонал клиники выполняет тест и выдает результат в течение 72 часов. При этом тестирование можно пройти как в сети клиник, так и на дому.

Резкий рост потребности в тестах на коронавирус демонстрирует кривая проведенных тестов в РФ

Рисунок 4. Тесты на коронавирус, проведенные в России***

 

По всей вероятности, спрос на тестирование на коронавирусную инфекцию продолжит оставаться высоким. Это подтверждает и заявление мэра столицы Сергея Собянина, который сообщил, что каждую неделю в 30 поликлинических учреждениях Москвы, начиная с третьей декады мая, будут проводиться до 70 тысяч исследований.

Очевидно, что существенные перемены, возникшие в секторе коммерческой медицины в апреле-мае 2020 года, повлекли и изменения в маркетинговой политике компаний, осуществляющих коммерческую медицинскую деятельность.

Медицинский маркетинг: новые тренды

В последние годы медицинский маркетинг стал одним из ведущих способов активного продвижения клиник и позиционирования ее конкурентных преимуществ.

Рисунок 5. Динамика объема рынка платных медицинских услуг в России, 2015-2019 гг, млрд руб в сопоставимых ценах 2019 г., %

Доступность мобильных средств связи и социальных сетей и максимальное вовлечение в них целевой аудитории медицинских учреждений стала основой для активного продвижения клиник за счет мобильного маркетинга, контент-маркетинга, групп в социальных сетях и мессенджерах. Но все эти инструменты использовались и до начала пандемии. Несколько иначе обстоит ситуация с развитием телемедицины.

До 2020 года ежегодный рост телемедицины в РФ прогнозировали в районе 10–15%1. Однако в связи с пандемией можно ожидать превышения этих показателей. Так, согласно опросу, который провел сервис Ondoc в марте 2020 года, 21% российских частных клиник выразили желание оказывать телемедицинские консультации по проблемам, связанным с коронавирусной инфекцией, а 71% планировали вести удаленные приемы в период карантина.

За апрель и май 2020 года общество и государство прошли большой путь в понимании важности телемедицины и ее технологий, о чем свидетельствует и всплеск спроса на услуги телемедицины. Количество запросов в апреле 2020 года выросло в 3 раза по сравнению с мартом 2020 года.

Рисунок 6. Спрос на услуги телемедицины в РФ (2019-2020 год)

 

Тем не менее, несмотря на высокий спрос, по словам заместителя председателя правления ГК «Эксперт» Владислава Шерстобоева, на 1 июня 2020 года только две российских компании смогли монетизировать свои телемедицинские проекты, в то время как за последние годы на рынке появилось около 100 стартапов, в основе которых лежали телемедицинские услуги. Подавляющее большинство телемедицинских проектов стали частью сервиса частных клиник, предназначенного для вторичных консультаций, подготовки к операциям и пр.

Выход из кризиса

Коммерческие медицинские организации фиксируют снижение доходности, обусловленное комплексом факторов, среди которых2:

·        Падение спроса на платные медицинские услуги

·        Сокращение объемов медицинской помощи и падение доходов в системе ОМС

·        Дополнительные затраты на средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства и т.д.

Потери для частного сектора медицины во время эпидемии стали более серьезными, чем для государственного. Не случайно Национальная ассоциация негосударственных медицинских организаций, Ассоциация стоматологических организаций и медицинских работников, другие крупные компании попросили Правительство РФ внести частные клиники в перечень наиболее пострадавших отраслей из-за пандемии2. Впрочем, выход из кризиса существует.

Некоторые частные медицинские организации смогли воспользоваться мерами по поддержке малого и среднего бизнеса (например, снижение страховых взносов с 30 до 15% и др.) Окном возможностей для коммерческих медицинских организаций может быть расширение участия в системе ОМС в соответствии с частью 2 закона №326-ФЗ, предусматривающей особый порядок оперативного включения частных клиник в систему ОМС.

Выгодной для коммерческих медицинских организаций является готовность госпитализировать больных с COVID-19, проводить тестирование на наличие коронавирусной инфекции, а также оказывать реабилитационную медицинскую помощь пациентам после ковидной пневмонии.

Еще одной временной нишей является проведение профосмотров, которые по ряду причин практически прекратили проводить муниципальные учреждения здравоохранения2. В поисках выхода из кризисной ситуации важно реализовать и новые возможности, которые открыла для коммерческой медицины нынешняя пандемия, в частности, телемедицинские проекты.

Все эти меры потребуют и времени, и сил, и дополнительных вложений. И все же кризис — эффективный катализатор прогресса и развития. А, значит, нужно идти вперед, чтобы преодолевать трудности и покорять новые вершины.

 

 

*COVID-19 Dashboard by the Center for Systems Science and Engineering (CSSE) at Johns Hopkins University (JHU) (дата обращения 02.06.2020).

** Карта коронавируса. URL: https://coronavirus-control.ru/coronavirus-moscow/ (дата обращения 02.06.2020).

*** ourworldindata.org, Роспотребнадзор, Коммуникационный центр Правительства РФ по ситуации с коронавирусом (дата обращения 02.06.2020.

 

Ссылки

1.      Андрей Барсуков. Рынок телемедицины в России ожидает двукратный рост. Деловой журнал Инвест-Форсайт. URL: https://www.if24.ru/rynok-telemeditsiny-v-rossii/ (дата обращения 03.06.2020).

2.      Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения МЗ РФ. Аналитический доклад «Влияние коронавируса Covid-19 на ситуацию в российском здравоохранении». – Москва, 2020. 45 с.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...