Первая помощь в вооруженных силах

30 авг 2021
#Обзор

25 августа в рамках научно-деловой программы VII Международного военно-технического форума «Армия 2021» состоялся круглый стол «Боевая подготовка личного состава медицинских подразделений, воинских частей и военно-медицинских организаций: проблемы и перспективы». Руководитель учебного центра «Медтехника СПб», инструктор Национального/Европейского совета по реанимации Павел Олегович Ильин на круглом столе выступил с докладом. Редакция MedTecNews, по согласованию с автором, публикует основные тезисы выступления, в которых были озвучены общие проблемы развития системы и сформулированы предложения по реализации программ обучения первой помощи для военнослужащих.

   

В настоящее время в Российской Федерации идет построение системы первой помощи. Основными проблемами, препятствующими ее развитию, являются распространенность некорректных сведений, устаревшие учебные пособия, отсутствие знаний нормативно-правовой базы у населения и трудности с вычленением актуальной информации из общего потока. Также значительной проблемой считается невежество некоторых современных преподавателей. Многие авторы пособий и учебных курсов сами не представляют, что же такое первая помощь.

Определение самого понятия и состояния, при которых оказывается первая помощь, имеет четкую регламентацию в правовых документах. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет первую помощь как особый вид помощи (отличный от медицинской), оказываемой очевидцами или участниками происшествия, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала. Первая помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленный на поддержание жизни и здоровья пострадавшего, а также на устранение явлений, угрожающих жизни, предупреждение дальнейших повреждений и возможных осложнений. На законодательном уровне выделены категории граждан, которые не только могут, но и обязаны оказывать первую помощь.

В уставе внутренней службы Вооруженных сил РФ, который утвержден Указом Президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил РФ» говорится: «при применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим». В обязанностях должностных лиц полка по обеспечению безопасности военной службы мы видим слова «оказывать первую помощь» Также тут есть замечательное словосочетание «при выполнении мероприятий повседневной деятельности».

Почему я акцентирую на этом внимание... Численность вооруженных сил РФ по разным источникам составляет около 2 млн. человек. Небольшой части военнослужащих актуально применение расширенного перечня мероприятий по оказанию первой помощи в особых условиях - военные условия требуют особенного обучения, но только при условии прохождения первичной базы. Универсальный алгоритм оказания первой помощи в качестве базовых знаний нужен всем военнослужащим!

Результаты входного и итогового тестирования

Мне хотелось бы привести данные вводного тестирования, которое обычно проводится перед началом каждого курса обучения навыкам первой помощи. Для этой статистики использовались ответы только курсантов-преподавателей, в том числе прошедших обучение по тактической медицине. Это именно те преподаватели и инструктора, которые обучают военнослужащих в том числе. Следует сказать, что все эти преподаватели проходили обучение первой помощи в школах в рамках предмета ОБЖ, в автошколах, в высших учебных заведениях, в том числе военного профиля, затем проходили его в рамках повышения квалификации своей преподавательской деятельности. Также многие из них проходили специальные курсы, например по тактической медицине.


Курсанту предлагалось выбрать наиболее правильный по его мнению ответ. Остальные варианты ответов могли быть или «неправильный», или «менее правильный». Результаты теста показывают исходный уровень попавшего на занятия курсанта, его понимание алгоритма оказания первой помощи и самого понятия.
  • Только 1 из 3 курсантов знают современные рекомендации по СЛР;
  • Только 1 из 8 курсантов знает, что нужно искать признаки кровотечения;
  • Только 1 из 5 курсантов наложит жгут при сильном кровотечении, а не будет определять оттенок крови, теряя время;
  • Лишь 1 из 16 курсантов уложит пострадавшего без сознания, но с сохраненным дыханием в устойчивое боковое положение;
  • 1 из 4 человек используют нашатырь, который может только усугубить положение, так как может вызвать угнетение дыхание;
  • Более половины курсантов опасаются ответственности при оказании первой помощи и боятся пострадать сами, а значит - они не будут ее оказывать, или будут оказывать не в полном объеме.
  • Лишь 1 из 4 курсантов понимает, что извлекать из автомобиля можно только при наличии угрозы жизни пострадавшему и только в случаях, когда невозможно эту помощь оказать в автомобиле.
  • 1 из 4 курсантов будут извлекать из автомобиля пострадавшего в любом случае;
  • 1 из 5 попробует усугубить состояние пострадавшего при наличии травм.
  • Менее половины курсантов будут выполнять приём Геймлиха тогда, когда это действительно нужно, а большинство сначала все-таки постараются своими действиями перевести состояние поперхнувшегося в более тяжелое;
  • Всего лишь 1 из 8 курсантов знает, что прекардиальный удар в рамках первой помощи наносить нельзя. Остальные семеро будут наносить его вместо выполнения СЛР;
  • 1 из 3 курсантов могут адекватно проверить наличие дыхания у пострадавшего. У остальных в голове средневековые понятия с зеркальцем, экраном мобильника и т.д.

Крайне редко попадается курсант, который может ответить корректно хотя бы на половину вопросов.

Все опрошенные курсанты проходили курс на базе нашего учебного центра согласно учебно-методическому комплексу Минздрава. По окончании курса предлагался итоговый тест, аналогичный вводному. Результат заполнения анкет - в 100% случаев курсантами отмечены правильные варианты.

Стоит также отметить, что теория, которая составляет 10% от программы, лишь вершина айсберга. Основная часть обучения первой помощи - это практика. Переучивать приходится практически всех курсантов. Причём преподаватели профильных предметов, например преподаватели ОБЖ и тактической медицины, как правило, самый тяжелый к восприятию современных рекомендаций контингент. Большинство из них проходили первую помощь на курсах повышения квалификации неоднократно, но ни один из этих курсов, судя по всему, не был основан на современных рекомендациях по оказанию первой помощи. При этом составить правильное учебное пособие по учебно-методическому комплексу Минздрава не сложно. Авторы пособия разрешают использовать текст УМК для печати брошюр и пособий неограниченным тиражом, с уместными дополнениями определенной специфики. При разработке любой программы по первой помощи следует понимать, что практика превалирует перед теорией. Немаловажно учитывать и психологические аспекты. Любой курс первой помощи должен направить развитие курсанта к достижению психологической готовности к оказанию первой помощи - это работает гораздо лучше принуждения, вменения в обязанности.

Обучение первой помощи в армии

Четкая структурная организация вооруженных сил Российской Федерации дает возможность организованно обучить весь состав отечественной армии в условно сжатые сроки. При этом свои знания и умения военнослужащие будут применять не только во время несения службы, но и в своей повседневной гражданской жизни, что позволит спасать жизни не только сослуживцев, но и обычных граждан: соседей, родственников, друзей...

Обучение первой помощи всегда проводят с применением симуляционного оборудования. Следует отметить, что принцип симуляционного обучения армии хорошо известен - подготовка военнослужащих исторически и практически всегда была связана с полевыми учениями, военными играми. Для проведения курсов по первой помощи особенных условий не требуется. Необходимый минимум оборудования - манекен для сердечно-легочной реанимации. Остальным манипуляциям можно научиться на этом же манекене, а также на самих курсантах. В обратной ситуации, когда есть финансовая возможность разнообразить ассортимент обучающего оборудования, приобретаются манекены с программным обеспечением, которые позволяют наиболее детально оценивать все производимые манипуляции. Также желательно иметь манекен или жилет для отработки навыков первой помощи при наличии инородного тела в дыхательных путях - отработки приёма Геймлиха и разнообразные накладки с кровотечениями, травмами, ожогами. Следует также не забывать про средства защиты, к которым, кроме медицинских масок и перчаток, относятся и дыхательные экраны для обучения искусственному дыханию.

Несомненно, что военная служба сопряжена с множеством рисков и опасностей, даже если военнослужащий не находится в зоне ведения боевых действий. Именно поэтому любой военнослужащий должен проходить и проходит обучение первой помощи. Важно создать единую программу, которая соответствовала бы полностью современным рекомендациям. Также важно учесть, что часть времени любой военнослужащий всё-таки является обычным гражданином своей страны, семьянином, родителем, другом, соседом и т.д. Поэтому программа обучения должна быть адаптирована под все возможные условия жизни военнослужащего. Практическая подготовка по первой помощи должна быть более приоритетна по отношению с теоретической частью. Оптимальным считается соотношение: 10% теории, 90% практики.

С учетом специфики обучающихся военнослужащих, актуальна подготовка инструкторов из числа преподавателей и сотрудников военных и учебных военных организаций и военных частей. Должны быть произведены расчеты необходимого количества инструкторов для организации подготовки всех поступающих на службу, а также действующих военнослужащих.

Такая подготовка по первой помощи важна не только для непосредственного оказания первой помощи в случае необходимости, но и как часть психологической подготовки военнослужащих - человек будет знать, что в экстренной ситуации (например, во время боевых действий) его сослуживцы окажут ему первую помощь, потому что каждый из них качественно обучен.

Исходя из всего этого, сформулирую предложения для реализации в рамках возможных программ по обучению первой помощи военнослужащих:
  • Анализ действующих учебных программ, включающих в себя первую помощь.
  • Анкетирование, тестирование - входное тестирование поступающих на военную службу.
  • Анкетирование и тестирование действующего состава военнослужащих.
  • Переработка в соответствии с действующими рекомендациями военной подготовки специалистов в военных учебных заведениях, переподготовка преподавателей профильных предметов (уже включающих первую помощь), а также всех остальных преподавателей.
  • Разработка единого пособия по первой помощи для военнослужащих, в соответствии с современными рекомендациями.
  • Внедрение системы первой помощи на территории военных частей и других локаций расположения военнослужащих.
  • Анализ оснащённости симуляционным оборудованием различных структур Минобороны: военные части, учебные заведения.
  • Формирование предложений по внедрению в учебные процессы симуляционного оборудования по первой помощи.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...