Дмитрий Владимирович Марченко, доцент кафедры симуляционных технологий и экстренной медицинской помощи Иркутского медицинского университета и главный внештатный специалист Иркутской области по первой помощи:
Я попал на курс по приглашению организаторов, чему несказанно рад, потому что пообщаться в среде профессионалов и единомышленников - это большое счастье. От курса я ожидал именно того, что и получил: общение, взаимодействие, оттачивание мастерства, какие-то новые методики, новые протоколы спасения, локальные алгоритмы спасения, и именно поэтому я безмерно, в данный момент моей жизни, счастлив.
Я был достаточно недавно назначен на свою должность, примерно полгода назад (главный внештатный специалист Иркутской области по первой помощи, прим. ред.). Но по той информации, которой я обладаю, и я думаю, что это тенденция для всех регионов страны, в системе обучения первой помощи много формализма. Наша задача - перевернуть парадигму, направить её на практико-ориентированный компонент. Мне кажется, будет разумно, чтобы мы все вместе это сделали. И чем больше будет обучено людей по единой методике, оправдавшей себя с точки зрения спасения жизней, тем выше вероятность спасения конкретного гражданина нашей страны.
По первой помощи у меня планируются занятия со студентами, со слушателями, с курсантами различных профессиональных категорий. И я с большим удовольствием буду стараться применять те методики, которые я получил в процессе нашего обучения. В том регионе, в котором мне поручено контролировать качество обучения первой помощи (Иркутская область), могу сказать, что работы непочатый край. Будем работать, создавать команду и вместе эволюционировать.
Людмила Анатольевна Димитрюк, преподаватель Высшей квалификационной категории СПб ГБПОУ «Медицинский колледж им. В.М. Бехтерева» по предмету «Медицина катастроф», создатель и руководитель курсов первой помощи «Светоч», инициатор взаимодействия колледжа и поисково-спасательного объединения «Экстремум»:
Как я попала на этот курс? Ещё зимой (2019 г., прим. ред.) я посетила почти все циклы вебинаров, которые проводила школа с противоречивым отношением. Когда я приехала на этот курс, я поняла, что я нахожусь в среде единомышленников, что нас обучают мастера своего дела, что противоречия, которые, как мне казалось, были, на самом деле исчезли. Очень поразил профессионализм, трепетное отношение к нам, ведь мы считаем себя тоже супер-профессионалами. Это было приятно. Так что я попала сюда волею судьбы.
В отношении первой помощи, я еще раз убедилась, что я нахожусь на своем месте, как руководитель курсов. Поняла, какой ещё объём работы мне предстоит проделать. Сюда, на инструкторский курс первой помощи я приехала с программой. Взяв за основу примерную программу, изложенную в пособии, я разработала свою. После окончания курса я понимаю над чем ещё стоит поработать. Скорее всего, на следующую рецензию я пришлю ещё одну программу, совсем иначе переработанную. Есть понимание, что работы много.
Я могу сказать, что в Санкт-Петербурге с обучением первой помощи дела обстоят гораздо лучше, чем во многих других регионах. У нас много школ. Да, встречается между ними определённая конкуренция. Но я думаю, что постепенно мы придём к какому-то единому мышлению в отношении пропаганды первой помощи. Сейчас в городе делается для этого очень много. Мы работаем на базе колледжа, мои ребята, участники курсов Светоч, студенты и выпускники - это моя гордость. В 2019 году мы стали чемпионами России в соревнованиях "Большой симулятор-2019". Ребята стараются, отдаются полностью первой помощи. Мы выходим на разные социально- значимые мероприятия. Мы обучаем большое количество волонтеров на добровольной основе. Мои студенты очень неравнодушны. Даже то, что в средствах массовой информации первую помощь могут до сих пор назвать «первой медицинской помощью» вызывает у них негодование. Мои воспитанники всегда готовы прийти на помощь любому человеку, который нуждается в первой помощи.
Татьяна Эдуардовна Шадчинева, заместитель главного врача Кемеровской станции скорой медицинской помощи:
Я собираюсь в Кемерово развивать первую помощь, поэтому я намеренно искала, где обучиться на преподавателя, нашла Татьяну (Гошокову, ком. ред.), познакомилась с Геннадием Владимировичем. Самой главной моей задачей был поиск единомышленников. Я искала целенаправленно, нашла только в сети Интернет, то есть в моей области мне было даже не с кем об этом говорить. Благодаря курсу я увидела, что в первой помощи люди работают. Что её не вообще нет, а нет в нашем регионе. В Кемерово нет школ первой помощи, ни государственных, ни частных, нет соревнований, о которых говорят наши коллеги.
Наша организация сейчас находится на этапе получения лицензии, мы создаём учебный центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф, который в том числе будет заниматься программой первой помощи. Мы получаем лицензию и медицинскую, и образовательную. У нас будет возможность проводить обучение первой помощи на базе нашей станции на законных основаниях.
Самое главное, что я нашла единомышленников, с которыми я, безусловно, буду продолжать общение, с которыми мне интересно. Я поняла, что такие люди есть, они физически существуют, им это так же интересно, как мне и поэтому я рада. Моя цель достигнута.
Артур Игоревич Кравченко, заместитель начальника отряда ПСО 207 ГКУ пожарный спасательный центр:
О данном курсе я узнал от коллеги, который искал курс для преподавателей. Мы проводили мастер-классы по первой помощи, но хотели делать это грамотно с юридической точки зрения - выдавать курсантам документ об обучении на нашем курсе.
Мои ожидания от курса оправдались более чем. Подобную тактику преподавания я видел в Московском институте психоанализа, где я проходил обучение по гарвардскому курсу. Все, что я вижу здесь: обратная связь, взаимодействие группы, лекционные и видео части, - очень грамотно и хорошо продумано и, соответственно, хорошо "заходит" даже для обывателя. После прохождения этого курса, я многое вспомнил из ранее пройденного курса.
Это был просто такой полноценный курс, который «разбросанный паззл» моих знаний собрал воедино и теперь есть представление о том, что делать, как преподавать и как правильно преподносить информацию, как для обычных людей, так и для профессионалов. Я считаю, что углубленный курс по первой помощи необходим для пожарных спасателей, потому что в этом есть потребность, я её вижу. Да, мы все профессионалы, мы знаем, как работать, но есть детали, которые стоит улучшить и в большинстве случаев это улучшит качество спасения людей и состояние спасаемых людей - тех людей, которых мы передаём бригаде скорой помощи. Чем лучше мы её окажем на месте ЧС, тем больше вероятность того, что люди останутся в живых.
Мы часто выступаем и стоим на выставках. Например, БИОТ («Безопасность и охрана труда», прим. ред.) или открытие /закрытие мотосезона. И большинство людей, которые подходят к нашему стенду, интересуются, есть ли курсы первой помощи. Наш стенд собирает большое количество людей. Я только из этого факта могу сделать вывод, что большая часть населения мало осведомлена, что такое первая помощь и как её правильно применять на практике.
Юрий Олегович Иванов, пожарный из пожарно-спасательного центра, отряд №207 г. Москва:
По роду деятельности приходится первую помощь оказывать достаточно часто. В данный момент приходится и обучать первой помощи, поскольку мое второе место работы - Технический пожарно-спасательный колледж имени Героя Российской Федерации В.М. Максимчука, где я преподаю курс подготовки для юнармии.
О курсе я узнал по рекомендациям от знакомых. Были очень хорошие отзывы. Мои ожидания абсолютно оправдались. Даже больше скажу: мои ожидания были намного ниже, а уровень оказался намного выше, это круто. Благодаря курсу, у меня появилась определённая структура, многие вещи, которые были не понятны, разложились по полочкам, и теперь с этих «полочек» стало легче доставать информацию, чтобы применять её в жизни. О моих планах по развитию первой помощи по моему направлению я бы поведал чуть позже. Как говорится, хочешь, чтобы ничего не было, расскажи всем о своих планах.
Никита Сергеевич Артюшенко, командир отделения 9-й пожарно-спасательной части (г. Москва):
На этих курсах я впервые. На курсах по первой помощи я, конечно же, уже учился и преподавал первую помощь людям. Здесь мне очень понравилась обстановка, я получил новые навыки по ведению занятий. Я хотел научиться правильно доносить свои мысли, так как у меня жуткая "боязнь сцены". Здесь, мне кажется, я её начал преодолевать. И это говорит о том, что я добился своей цели.
По поводу знаний и умений пожарных спасателей моего региона по первой помощи я скажу так: люди, которые интересуются данной темой, владеют знаниями. Конечно, всем всегда есть куда расти, и пожарные спасатели в этом не исключение.
Я планирую обучать людей. Методики обучения мне сейчас предоставили. И своими знаниями я буду делиться. Естественно, я буду ходить на подобные мероприятия, потому что каждый новый курс, каждое новое занятие дает свежий взгляд на обучение первой помощи.
Оксана Антоновна Шабанова, врач, кандидат медицинских наук, преподаватель медицинских дисциплин со стажем около 20 лет:
Преподавать первую помощь я стала более пяти лет назад. Я разработала авторские курсы, основной контингент которых - медицинские работники. В качестве хобби, я преподаю основы оказания первой помощи на различных производствах. Заинтересованным организациям провожу тематические курсы по первой помощи.
Для меня было крайне важно попасть на этот курс для преподавателей первой помощи. Во-первых, я всегда мониторила информацию именно об обучении преподавателей. Я искала тех, кто понимает меня, моё возмущение о некачественном преподавании, искала именно то сообщество, которое понимает все нюансы и сложности проведения обучения этому очень важному направлению. И все это я нашла на этом курсе. Все коллеги настроены на совершенствование методики преподавания курсов первой помощи, причем качественно и согласно всей нормативной базе, с унифицированным подходом. То, что я хотела получить на этом цикле, я получила, и даже больше. Во-вторых, я очень рада, что подобрался такой коллектив. Я знала, какие будут замечательные преподаватели, и ждала внимательных коллег. В замечательном обществе мы с радостью обменивались информацией, коллективно обсуждали актуальные и сложные моменты. Я получила массу информации, необходимой для качественного ведения обучающего процесса. Эти знания мне помогут не только для преподавания первой помощи, но и вообще в моей педагогической профессиональной деятельности. Поэтому я в восторге, всем рекомендую этот курс.
Я считаю, что преподаватель не может работать, не обучившись профессионально на таком обучающем курсе. Преподавателям тоже надо совершенствоваться и, как мы уже решили, это надо делать хотя бы раз в 3 года. Думаю, это надо делать еще чаще, делиться опытом.
Я работаю в нескольких учреждениях, ведущее - это Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта. В основном там ведётся лечебная, реабилитационная и научная работа, а также есть ординатура, постоянно проходят усовершенствование врачи, педагогические, социальные работники. Всем категориям обучающихся проводятся занятия «Основы оказания первой помощи». Такая потребность возникла в связи с изменениями в законодательстве, где регламентировано обучение этой актуальной дисциплине. Я разработала авторский курс сразу, после внесения изменений в ФЗ об образовании в РФ, и тогда, мне было крайне тяжело это делать самостоятельно, потому что в 2016 году, я ещё не знала, что есть такие курсы для преподавателей. Я думаю, что любому специалисту, который занимается профессионально этим вопросом, необходим подобный курс.
В остальном, я преподаю совершенно другие предметы: акцент в основном — хирургия, онкология, организация здравоохранения и общественное здоровье, медико-социальная экспертиза. И все эти предметы для врачей и других специалистов проводятся с обязательными часами по первой помощи.
Добавлю несколько слов о разнице в обучении первой помощи для медиков и для других категорий лиц. По времени, обучение медиков длится меньше. Это связано с тем, что людям без медицинского образования мы добавляем часы для разбора анатомо-физиологических особенностей. Потому что им очень тяжело воспринимать информацию, не зная каких-то анатомических деталей. Мы на этом обязательно делаем акцент, чтобы было меньше ошибок и люди после обучения уходят уже с неким пониманием, как действуют все алгоритмы оказания первой помощи.
Вообще, медики — это самая сложная категория обучающихся. Мне приходится нелегко, особенно, если провожу занятия для контингента врачей со стажем. Дело в том, что на стадии их первичного обучения, первой помощи уделяли всего несколько часов. Я стараюсь направлять их мысли в правильное русло, в соответствии с современными подходами и изменениями в законодательстве. Ну и после того, как мы все подробно разбираем, начинается понимание. Я довольна результатами обучения. Это сложно, но это реально и сложность заключается именно в том, что знания избыточны.
К проведенному курсу у меня совершенно нет никаких замечаний, а только самые добрые пожелания обучать как можно больше заинтересованных преподавателей и инструкторов первой помощи. Курс прекрасно организован: тайминг, распорядок, - всё четко спланировано. Нам дали возможность усовершенствовать свои практические навыки, дабы эти знания правильно доносить до обучающихся. Очень много мы говорили о педагогике и андрагогике, это крайне важно для любого преподавателя и инструктора первой помощи. Я получила всё, что хотела, и даже больше. Так что, спасибо всем, желаю дальнейшего процветания и возможности как можно большему количеству желающих преподавателей, инструкторов, совершенствовать свои знания именно на таком замечательном курсе!
Владимир Николаевич Карпов, старший научный сотрудник Института горного дела им. Н.А. Чинакала Сибирского отделения Российской академии наук, кандидат технических наук, преподаватель первой помощи (г. Новосибирск):
Я обучаю первой помощи сотрудников, потому что мы связаны с производством. Если брать, допустим, рудники, это практически все виды угроз: и вода, и электричество, и обрушения. Очень важно для сотрудников - владеть навыками первой помощи. У нас есть занятия штатные, в рамках охраны труда. Также, есть базовая программа (16 часов) и все желающие могут пройти этот курс. После пройденного обучения, есть интерес увеличить эту программу, добавить новые нюансы, штрихи.
У меня накопился очень большой багаж вопросов в области первой помощи. Потому что очень часто меняется нормативная база, много специалистов, есть противоречия в пособиях. Я приехал сюда не только для того, чтобы приобрести навыки, а увидеть для себя как развивается первая помощь, последние тренды в нашей стране. На все вопросы, которые я задавал, которые у меня были в текущем курсе, я получил ответы, как в области практики, так и теории, в области нормативно-правовой базы.
Конечно, хотелось бы развивать первую помощь в разных отраслях. Люди очень слабо подготовлены. Хотелось бы курировать какую-то определённую отрасль, заниматься подготовкой инструкторов. Если коротко, то повысить готовность, решимость людей в области оказания первой помощи при выполнении своей служебной деятельности, в быту и т.д. Это важно.
В науке, люди занимаются первой помощью добровольно, никто никого не принуждает. Тут всё зависит от преподавателей. Если преподаватель качественно и грамотно ведёт занятие, то к нему идут потоки. Однако, если брать производство, в массе своей сотрудники крупных предприятий обучаются первой помощи по принуждению, без мотивации. Просто ретроспективное развитие первой помощи, которое идёт издавна, надо менять, чем мне бы и хотелось заняться.
Екатерина Игоревна Бурдуковская , доброволец Центра экстренной психологической помощи МЧС, тьютор в школе №2009, г. Москва:
Я интересуюсь первой помощью уже в течение года. Помимо того, что я уже научилась её оказывать, мне бы хотелось нести эти знания в массы, помогать людям узнавать, что такое первая помощь, что можно спасти жизнь. И таким образом я узнала про данный курс.
Я хотела узнать о методиках, техниках преподавания курса первой помощи для больших групп. Потому что обучить 1-2 человека - это одно, а большая группа людей с разными особенностями (возраст, социальное положение, деятельность) - это для меня было некой проблемой. Была сложность выступления перед большой аудитории. Благодаря курсу, я узнала, как можно работать с публикой и при этом преодолела в себе этот страх.
Одна из главных задач добровольческого отряда Центра экстренной психологической помощи - это ведение уроков по первой помощи, это всероссийский проект "Научись спасать жизнь". Это преподавание навыков первой помощи для разных слоёв населения, начиная с детей и заканчивая старшим поколением.
В школе я обучаю детей с особыми образовательными потребностями, т.е. моя работа никак не связана с первой помощью. Но благодаря интересу, который возник у меня уже давно, я задумываюсь о том, чтобы реализовывать себя в качестве преподавателя первой помощи. Что качается основ первой помощи в школьной программе ОБЖ, могу сказать, что все это оставляет желать лучшего. Хочется, чтобы на ОБЖ учили тому, что пригодится в жизни: как помочь человеку дождаться скорой медицинской помощи. Это важнее, чем учиться выстраивать костры в разной форме, если ты вдруг оказался где-то в лесу. Поэтому всё-таки необходимо менять систему обучения ОБЖ и уже приближаться к тому, что реально нужно людям.
После курса я чувствую в себе некое преодоление. Потому что я понимаю, что во мне очень много знаний и сейчас уже появились возможные варианты того, как можно вести и построить занятие. Но при этом понимаю, что нужно сделать этот шаг, найти группу, впервые провести занятие уже как инструктор. Наверное, в планах всё-таки начать свою практическую деятельность, пусть с небольших групп, но уже не просто как "рассказать-поделиться", а обучить. Чтобы люди смогли применить эти знания, если вдруг понадобится.
Курсов, подобно тому, о котором мы написали в этой статье, достаточно не много. И попасть на них считается удачей. Ниже мы даем контакты, по которым можно узнать о ближайших планах и записаться на курс, при наличии свободных мест, а также узнать условия обучения.
Материал подготовил: Павел Олегович Ильин
Ещё раз публикуем данные о курсе:
Контактный телефон: 8-909-013-84-74
Социальные сети: www.instagram.com/first_aid_profi
Сайт школы: http://mshpp.ru/