Опыт ЦКМ в санитарной авиации: реальное видение ситуации со стороны пациента, заказчика, клиента

7 апр 2021
#Интервью

География промышленных предприятий России обширна. Многие из них находятся в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, где, в силу географической удаленности, нет доступа к высокотехнологичной медицине, а санитарная авиация является единственным средством эвакуации пациента в случае необходимости. На протяжении 15 лет группа компаний «Центр Корпоративной Медицины» занимается медицинским обслуживанием удаленных промышленных объектов, в том числе организует вылеты санитарных вертолетов к месту происшествия. Наш собеседник — Юрий Кардаков, руководитель направления санитарной авиации группы компаний ЦКМ.

Юрий Юрьевич, расскажите немного о себе и своем опыте?

По образованию я врач, закончил Тюменскую государственную медицинскую академию Минздрава РФ по специальности «врачебное дело» и клиническую ординатуру по специальности «скорая медицинская помощь». Работал в компании «ЮТэйр», где прошел путь от врача здравпункта аэропорта «Рощино» до главного врача АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги». Участвовал в 10 командировках-миссиях ООН в Южном Судане, в качестве парамедика и спасателя. Уже больше года я работаю руководителем направления санитарной авиации группы компаний ЦКМ. В мои обязанности входит управление контрактами санавиации, продвижение наших услуг на рынке, участие в различных конференциях, совещаниях, рабочих группах по вопросам санитарной авиации.

Как обычно происходит организация медицинской эвакуации?   

Обычно, руководство крупных промышленных предприятий, удаленных от крупных городов и медицинских центров, обращается к нам за организацией медицинской помощи, в состав которой может входить эвакуация на вертолете. Для реализации этой услуги в ЦКМ существует несколько сценариев. В большинстве случаев, мы взаимодействуем с региональными службами санитарной авиации, подготавливаем пациента к транспортировке и передаем этим службам для эвакуации. В ряде других случаев, у нас заключены договоры о сотрудничестве с авиакомпаниями-партнерами, которые предоставляют нам медицинские вертолеты. Есть случаи, когда от нас требуется только команда медиков, а воздушное транспортное средство является собственностью самого предприятия. В любом случае, наши медики, так или иначе, присутствуют на всех удаленных объектах предприятий – заказчиков ЦКМ. Это может быть медицинский пункт или мобильное здание. Есть объекты, где уже существует медицинская служба, а мы осуществляем контроль или супервайзинг.

Что представляет из себя медицинский вертолет? Какая марка воздушного судна, чем он укомплектован?

Вертолеты могут быть различных моделей. Мы летаем на вертолетах семейства МИ-8. Вертолет обязательно оборудован медицинским модулем с электроснабжением, для того, чтобы мы могли подключить оборудование. Медицинский вертолетный модуль включает в себя жестко закрепленные на каркасном основании носилки для пациента. В нем обязательно есть кислород в достаточном количестве, автоматический аспиратор, транспортный аппарат ИВЛ, кардиомонитор с дефибриллятором, аппарат ЭКГ, аппарат мониторирования пациента, шприцевые насосы, вакуумный матрас, ковшовые носилки, нагревательные одеяла, укладки для медикаментов. Также модуль может быть дополнительно оборудован по требованию заказчика.

 Используете ли вы самолеты?

Самолет важен при перевозке из одного региона в другой. Например, из Магадана в Москву или Красноярск. Но для решения задач по эвакуации с удаленных объектов, вертолет, зачастую, единственный возможный вид транспорта из-за отсутствия инфраструктуры. Приходится садиться на неподготовленные площадки, с этим самолет не справится.

Кто принимает решение о том, что человек нуждается в срочной эвакуации?

Решение принимает врач либо фельдшер, и девяноста девять процентов этих решений обоснованы. Каждый вылет — это всегда сложные, тяжелые пациенты. Все удаленные производства опасны, это работа в тяжелых климатических условиях, тяжелый физический труд со сложными механизмами. Это может быть ранение, травма, инфаркты, инсульты. Как бы мы ни старались проводить профилактику, от этого никто не застрахован. Медицинский специалист на объекте обращается в круглосуточной call-центр ЦКМ, который помогает медику организовать вылет санитарной авиации. Как я уже упоминал, в большинстве случаев это воздушное судно регионального Центра медицины катастроф. В таком случае наша задача — поддержать жизнедеятельность больного, оказать всю необходимую медицинскую помощь, до прилета санитарного вертолета. Все сложности взаимодействия различных служб по вопросу организации медицинского вертолета мы стараемся решить разработкой специальных планов экстренного медицинского реагирования, где прописаны все алгоритмы действий сотрудников, участвующих в цепочке.

Врачи какой специальности вылетают на эвакуацию?

Сейчас в России нет определения врач или фельдшер санитарной авиации, также как не существует рабочих программ и национального стандарта по обучению. Поэтому бригаду врачей санавиации составляют врачи анестезиологи-реаниматологи, либо врачи скорой помощи, которые прошли соответствующую подготовку в ВЦМК «Защита» в г. Москве и имеют опыт эвакуации больных и пострадавших. Опыт полетов нарабатывается в «боевых условиях». Пилоты воздушного судна также обучены и способны оказать первую помощь при необходимости.

Сколько времени занимает эвакуация пострадавшего? Сколько пострадавших можно эвакуировать за один прилет?

Все наши объекты достаточно удалены. Время на всю операцию с использованием вертолета — от двух до шести и более часов. У многих есть представление: «вызвали вертолет, и он тут же прилетел». Это далеко не так. Вертолет нуждается в подготовке: в летнее время подготовка занимает 30 минут, в зимнее время — час. Погодные условия могут быть неблагоприятны для полета, вылет может задержаться до суток и более. Возможны неполадки с оборудованием: вертолет всё-таки технически сложное устройство. Наша задача — поддерживать жизнеспособность больного, пока вертолет в пути. Количество эвакуируемых пациентов зависит от модели воздушного судна. В случае стандартной эвакуации мы можем на медицинском модуле забрать двоих пациентов. Если экстренная ситуация — двадцать человек, лежа на носилках — восемь. В острый период пандемии, мы перевозили большое количество пациентов с подтвержденным диагнозом, которые нуждались в госпитализации.

В каких регионах компания предоставляет услугу санитарной авиации? Сколько вылетов в среднем в месяц вы делаете?

На многих удаленных объектах вертолет МИ-8 остается машиной выбора. Это добывающие компании в Магадане, на Чукотке. Угольные компании, где из инфраструктуры только железная дорога, нефтяные объекты в ХМАО. Дорога до этих предприятий даже на колесных вездеходах «ТРЭКОЛ» или специализированных КАМАЗах скорой помощи занимает порядка восьми часов, а вертолетом — двух часов. Если в порядке перечисления, то регионы нашего присутствия — Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Красноярский край, Республика Саха, Магадан, Сахалин Приморский край, нефтяная платформа «Приразломная» и другие. В месяц у нас от тридцати до сорока вылетов, то есть эвакуации осуществляются каждый день. За пятнадцать лет нашей работы — это тысячи спасенных пациентов.

Как компания ЦКМ планирует развивать направление санитарной авиации?

Наша золотая мечта совпадает с тем, как работает весь мир — когда медицинский оператор владеет собственными воздушными судами, организует медиков, оборудование, посадочные вертолетные площадки, заправочные станции. В среднем вертолет МИ-8 стоит от 600 млн., медицинский модуль - порядка 18-19 млн., но для того, чтобы иметь собственный парк вертолетов нам необходимо становится авиакомпанией, нести расходы на персонал и пилотов, получать необходимые лицензии. Это дело будущего. Пока мы пользуемся имеющейся инфраструктурой, либо участвуем в ее проектировании, являемся консультантами по вопросам организации медицинской эвакуации. В том числе и по организации посадочных площадок, топливных заправочных станций. Мало кто из заказчиков может себе позволить частную санитарную авиацию, это единичные случаи, но, тем не менее, они есть. И если еще 10 лет назад санитарная авиация была не распространена, то теперь государственная программа развития санитарной авиации закрывает многие вопросы, к тому же появляются частные программы по работе с санавиацией.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...