Обучение обучающих: о первой помощи в образовательных учреждениях!

1 июн 2021
#Интервью

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации", статьи 41, п. 11: «Охрана здоровья обучающихся включает в себя обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи». К сожалению, на практике, реализовать 2-х дневную, 16-ти часовую программу обучения первой помощи для педагогов образовательных учреждений не всегда представляется возможным. Учителям не хватает времени, оснащения, понимания руководства учреждения о необходимости и важности не только теоретического, но и практического обучения в очном формате. Преподаватель учебного центра «Медтехника СПб» Павел Ильин разработал и реализует модульный курс по первый помощи, который максимально адаптирован под обучающихся – педагогов общеобразовательной школы. Занятия проходят еженедельно, в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждение Пушкинского городского округа «Зверосовхозская средняя общеобразовательная школа» Московской области.

Павел Олегович, насколько актуален вопрос обучения учителей школ навыкам оказания первой помощи?

В последние годы произошло много инцидентов в учебных заведениях, но сейчас у всех на слуху трагедия в казанской школе. Я искренно считаю, что люди, которым мы доверяем наших детей, должны знать и уметь совершать те действия, которые направлены на поддержание жизни и здоровья не только своих воспитанников, но и друг друга. Эти действия или мероприятия, на самом деле, являются общечеловеческими. Их должны уметь выполнять в экстренных ситуациях все люди, не только граждане нашей страны, но и всего земного шара. На некоторых профильных мероприятиях достаточно осторожно озвучивалась смертей школьников на уроках физкультуры: несколько сотен детишек в год, и это только в школах. Это же огромное количество смертей, которым не уделяется должного внимания, особенно на фоне коронавирусной инфекции COVID-19. А сколько детей гибнет на остальных уроках по всей стране? Это тоже своеобразная пандемия, гораздо страшнее всех болезней – пандемия непонимания и незнания, что нужно сделать, чтобы помочь пострадавшему в экстренной ситуации. Реально помочь, а не сделать вид, что помогаешь или, возможно, даже навредить.

Оказанием первой помощи можно навредить?!

Если выполнять все те действия, которые регламентирует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития №477н применительно к пострадавшим в тех состояниях, которые перечислены в этом нормативном акте, то навредить человеку невозможно. В течение долгого времени оказание первой помощи практически никак не регламентировалось, за это время накопилось много искажений и мифов. К сожалению, свобода слова и печати - «медаль, которая имеет две стороны». Благодаря этому постоянно дублируется недостоверная и даже опасная информация. Любой человек в наше время может назвать какое-то действие первой помощью и пропагандировать свое учение среди последователей. Любой человек может написать статью в интернете или даже целую книгу, назвать ее учебником или пособием. И подобное положение дел действительно может навредить. Если добавить сюда методики, которые пришли к нам из учебников прошлого века, где описаны действия, которые когда-то были регламентированы, например, для спасения жизни в условиях боевых действий – многие из них просто невозможно выполнить практически. Некоторые манипуляции вообще непонятно почему стали называть первой помощью.

А назовите примеры таких неправильных манипуляций?

Например, ложка в ротовую полость при судорогах… Многие уверены что при эпилепсии нужно обязательно разжать пострадавшему челюсти и вставить ложку в горло. Или «избиение» человека для определения сознания... Представьте ситуацию: вы лежите на солнышке с закрытыми глазами, дремлете, и вдруг к вам подбегает незнакомый мужчина и начинает бить по щекам. Вы что сделаете? Очень вероятно, что дадите сдачи! Но он же совершенно искренно пытался вас спасти! Очень много действий, которые могут навредить как пострадавшему, так и самому спасающему - прямо или косвенно. А засовыванием посторонних предметов в ротовую полость или глотку при судорогах можно и убить, при должном рвении.

Педагогические работники должны и так обучаться навыкам оказания первой помощи согласно законодательству РФ. Почему Вы решили, что они нуждаются в дополнительном обучении?

К сожалению, мой опыт и опыт моих коллег показывает: встретить обычного человека, который знает и умеет оказывать первую помощь - это величайшее счастье. Такого человека не нужно учить азам. Он всегда будет воспринимать опыт другого преподавателя первой помощи, даже если новая информация не коррелирует с тем, что человек уже знает и умеет. Но такие люди – редкое исключение, которое лишь подтверждают правило. На первом занятии в начале урока часто проводится оценка знаний. И на выходе весьма печальные данные. Я не говорю об этой конкретной школе. Это происходит по всей стране, практически во всех школах, других организациях, да даже если просто начать опрашивать и проверять прохожих на улице. Итог будет примерно одинаков. И мы понимаем, что «ноги растут» из предыдущего обучения, а также, возможно, личного опыта. Ведь все люди нашей страны действительно уже обучены навыкам первой помощи. Они обучались в школах на уроках ОБЖ, на уроках биологии, на уроках физкультуры, в автошколах, в колледжах, в университетах. Все работающие граждане нашей страны собственноручно расписывались в документах, которые формирует работодатель, о том, что они обучены первой помощи (инструктаж по технике безопасности, который проходит каждый работник, включает в себя обучение первой помощи). Люди, которые хотят или должны обучиться, обращаются в соответствующие образовательные организации и доверяют им. Однако не все организации работают добросовестно, не все следят за изменениями в законодательстве и обновляют свои программы с учётом современных рекомендаций. Можно на много листов перечислять все законы нашей страны, по которому практически 100% населения неоднократно проходило обучение первой помощи. Я просто приведу наиболее частые ответы на вопросы о первой помощи, и все станет ясно. 

  • Отвечают, что при реанимации, частота нажатий на грудную клетку - 80-90 раз в минуту (в реальности 100-120). 

  • Кровоостанавливающий жгут следует накладывать при любом кровотечении (в реальности, его можно накладывать, если точно умеешь это делать, только при сильном артериальном кровотечении). Кроме того, большинство людей не могут отличить артериальную кровь от венозной по объективным причинам, поэтому интенсивность кровотечения играет определяющую роль. 

  • Зачастую отсутствует понимание, в какой момент следует вызывать скорую помощь. 

  • Говорят, что человеку без сознания нужно дать понюхать нашатырный спирт, который сам по себе может вызвать угнетение дыхания (страшен факт, что нашатырь лежит практически в любой школьной аптечке). 

  • Нет понимания, в каких случаях можно извлекать пострадавшего из автомобиля при аварии, а в каких не стоит. 

  • Не могут отличить полную закупорку верхних дыхательных путей инородным телом от обычного "поперхнулся", а для проверки дыхания нужно «срочно искать зеркальце». 

Кроме того, практически все граждане запуганы информацией о том, что за оказание первой помощи им может грозить ответственность, вплоть до уголовной. И эти мифы и заблуждения, полученные из прошлого, повторяются раз за разом, у людей из-за этого в голове получается каша и страх. Благодаря тому, что в образовательном процессе нет порядка, обучающиеся являются заложниками неправильных учебных процессов. Правильный курс должен развеять подобные заблуждения и направить курсанта по истинному пути.



Расскажите, как отреагировала администрация школы на предложение провести для своих сотрудников модульный курс по первой помощи?

Администрация школы, в лице директора Морозовой Татьяны Геннадьевны, отнеслась к предложению провести модульный курс по первой помощи с одобрением. Учебных центров и программ по первой помощи великое множество. Руководству школ и педагогам сложно разобраться где первой помощи учат правильно, а где "для галочки". Но интересующийся человек, которому небезразлична тема первой помощи (а Татьяна Геннадьевна является очень болеющим за свою школу профессионалом), легко воспримет новую для себя информацию и займет правильную позицию. Кроме того, учебный центр «Медтехника СПб» проводит модульный курс при поддержке главного внештатного специалиста по первой помощи Минздрава Московской области Игнатьева Петра Юрьевича и главного внештатного специалиста по первой помощи ЦФО Неудахина Геннадия Владимировича. Обучение происходит чётко в соответствии с Учебно-методическим комплексом Минздрава (УМК) - это «библия» первой помощи, на основе которой строится все обучение.

По каким критериям происходила адаптация программы именно для педагогов?

В первую очередь, программа адаптирована по продолжительности. В классическом варианте, обучение первой помощи занимает от 2-х рабочих дней и более. То есть, как минимум на 2 дня надо оторвать группу учителей от работы. Для школы с их плотным графиком это катастрофа. А на 2 часа в неделю, оторвать учителей от работы ради повышения своих профессиональных навыков - реально. Так как я предполагал, что на курсе, который проходит не в течение нескольких дней, а в течение нескольких месяцев, кто-то может заболеть и пропустить занятие, в программе предусмотрены повторы пройденных манипуляций. Каждое занятие строится так, чтобы на практическую часть отводилось как можно больше времени. Не так важно запоминать головой, как «запоминать руками» - именно с помощью рук происходит оказание первой помощи. Голова тут, как ни странно, не очень нужна, она даже может мешать и тормозит процессы. Номер закона можно забыть, он и не нужен для того, чтобы оказать помощь. А если вдруг понадобился, его быстро можно «загуглить». А вот «загуглить» как правильно совершить приём Геймлиха – не самое разумное решение. В некоторых случаях можно и навредить, если человек найдет какие-то неполные или устаревшие сведения при поиске. Поэтому через всю программу проходят все практические мероприятия по первой помощи, которые необходимо уметь педагогам по окончании курса, с повторами в различных ситуациях. Я как преподаватель должен быть уверен, что все курсанты умеют делать то, чему я их научил.


Учителя – очень занятые люди и, возможно, лишняя нагрузка может вызывать негативные эмоции. Расскажите, как Ваши курсанты реагируют на программу? Занимаются ли они с удовольствием или для «галочки»?

Абсолютно все сотрудники школы понимают, что даже без особых законов, чисто по-человечески, ты должен знать, как помочь своим ученикам, если их жизни и здоровью что-то угрожает. Также у всех педагогов есть и свои дети, родители, мужья, жёны, другие родственники, друзья. Знания и навыки по первой помощи могут пригодиться не только на работе, но и дома, на улице, где угодно.

В одной из пройденных тем рассматривались аптечки первой помощи. Их много видов. Про какие из них нужно знать педагогам? И как обстоят дела с аптечками в школах?

Школьным учителям в жизни могут понадобиться в основном два вида аптечек первой помощи: аптечка для оказания первой помощи работникам и аптечка для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП (автомобильная). Их комплектация отличается лишь в некоторых компонентах и количествах компонентов. С этого года Минздрав поменял требования к комплектации аптечек в сторону упрощения, теперь аптечки не обязательно будет покупать готовыми, их можно комплектовать самостоятельно. Они могут быть не зарегистрированы, ведь все наполняющие аптечки медицинские изделия и так сами по себе имеют регистрации и сертификаты. То есть, исключены избыточные бюрократические процедуры. К сожалению, в школах, равно как и во многих других организациях, ситуация с аптечками везде достаточно печальна. Во-первых, затруднен процесс ее поиска в случае ЧП. А во-вторых, комплектация может сильно не соответствовать требуемым нормам и приказам. Например, в понимании большинства людей в нашей стране, в аптечке обязательно должны быть йод, зеленка, нашатырь, ватные палочки, вата, анальгин, аспирин.... Могу продолжать до бесконечности. Возможно, в аптечке найдется пара бинтов и лейкопластырей, хотя бинты, стерильные салфетки, лейкопластыри должны быть в достаточном и определенном количестве – это обязательные и основные инструменты для оказания первой помощи. Маски и перчатки, обычно, отсутствуют, а ведь они обязательны. Не говоря уже о «правильных» жгутах, работающих устройствах для искусственного дыхания, режущих ножницах. Что из этого на самом деле пугает и приводит в недоумение - практически во всех самостоятельно укомплектованных, в том числе школьных аптечках первой помощи, в наличии лекарственные препараты! Любой лекарственный препарат должен приниматься только по назначению врача. Никто не имеет права давать ребенку, коллеге, кому бы то ни было, ни анальгин, ни аспирин, ни нашатырь, а в аптечках встречаются даже более серьезные лекарства. Учитель - не лечащий врач и не фельдшер. Он не может назначать и давать лекарства ученикам ни при головной боли, ни при других состояниях. Школа - это не лечебно-профилактическое учреждение. Поэтому вне медицинского кабинета лекарств в аптечках быть не должно.


Каким образом отрабатываются практические навыки? Какое оборудование используется? Какими учебными материалами по теме первой помощи располагает школа?

Начну с ответа на последний вопрос. Во всех школах есть оборудование. В большинстве школ закуплены (часто новые) манекены, которые соответствуют рекомендациям второй половине прошлого века. Мне кажется, что перечни закупки оборудования, составлялись где-то в 1980-х годах. А рекомендации по проведению реанимации меняются и дополняются постоянно. Последние - приняты в 2021м году. А оборудование в школах соответствуют каким-то уже давно отмененным нормативам 80-х. У школ, к сожалению, мало контакта с людьми, которые разбираются в первой помощи, а также мало ресурсов, где они могут черпать актуальную информацию. И это сказывается негативно на всём. От выбора образовательных учреждений и преподавателей, ведущих обучение, до покупки того или иного оборудования. По сути, у школ есть требования закона по обучению первой помощи, но при этом нет поддержки, поэтому они вынуждены действовать вслепую, выбирая оборудование, о котором они когда-то где-то слышали. Наша задача - наладить эту коммуникацию и трансформировать обучение первой помощи для школ из чего-то страшного и обременительного в понятное и личностно важное для каждого педагога.

Практические навыки конечно должны отрабатываться на манекенах. Наш учебный центр ООО "Медтехника СПб" использует собственное симуляционное оборудование - это манекен для сердечно-лёгочной реанимации ПРАКТИ-МЭН, жилет для отработки приёма Геймлиха «Спасатель Геймлих» (в школах редко встретишь вообще оборудование для такого простейшего, но самого часто требуемого в реальной жизни приёма), различные модели ран (Набор «Травмо-Кит»). Ничего дорогостоящего и сложного в использовании. Более дорогое и сложное оборудование может потребоваться для других целей. В школах, для обычных курсов по первой помощи, перечисленного более чем достаточно. Школам лучше иметь 10 манекенов «Практи-мэн» и обучить на них больше людей, дать им больше практики, чем купить один дорогостоящий компьютеризированный манекен и бояться за то, что он сломается в процессе работы, не подпускать к нему учеников и бережно показывать на уроках.


Планируете ли Вы сотрудничать с другими учебными заведениями?

В идеале, мы хотели бы подвинуть ситуацию с первой помощью в школах, повысить уровень обучения до современных стандартов. К сожалению, наш курс это даже не капля в море - это молекула во Вселенной. Можно взять еще группу, две, десять, сто... Но в то же время, наша «молекула» призвана показать, каким должно быть обучение первой помощи. Мы будем всем рассказывать об этом курсе, так как пропаганда первой помощи и необходимости адекватного обучения - это то, что мы можем и обязаны сделать на основе нашего опыта. Если нас услышит хотя бы один директор школы, пригласит провести курс и обучит нескольких своих учителей, а эти учителя спасут жизнь одному ребенку – значит все, что мы делаем – не зря!

P.S. Напоследок, хотел бы сказать слова благодарности своему основному консультанту по организации и проведению курсов в школах - Гошоковой Татьяне Владимировне, без её ценных советов многое бы до сих пор казалось невозможным, а также Кичановой Любови Юрьевне, опытом которой я вдохновляюсь при работе по обучению учителей. Особую благодарность хочу выразить генеральному директору «Медтехника СПб» Дормидонтовой Марине Васильевне за поддержку в реализации обучающей программы для работников образования и популяризацию системы первой помощи. 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...