На сегодняшний день на рынке медицинского оборудования в России в основном представлены зарубежные компании-производители, мировые гиганты, такие как Philips, Siemens, General Electric и т.д. По различным оценкам экспертов, доля иностранных компаний на рынке доходит до 80%. В каждом сегменте можно выделить своего лидера. Например, большинство ультразвуковых аппаратов представлено фирмой Hitachi, магнитно-резонансные томографы – Philips, ангиографы – Toshiba, наркозная аппаратура – Drager. Оставшаяся доля российских производителей в основном занимает нишу производства рентгеновских компьютерных томографов и систем мониторинга.
Несмотря на преобладание иностранных компаний, российский рынок имеет огромный потенциал к росту. Население страны неуклонно растет, как, к сожалению, и общий уровень заболеваемости. Все это обуславливает высокий спрос на медицинские услуги. Еще один фактор роста – большая заинтересованность государства в становлении отрасли, вызванная экономической ситуацией и санкциями.
Приоритетными сегментами рынка для государства являются системы мониторинга жизни пациента, изделия с высокой степенью визуализации (ультразвуковые аппараты, томографы), хирургическое и оперативное оборудование, наркозно-дыхательные аппараты и аппараты искусственной вентиляции легких. Стратегия на развитие отечественного производства такого оборудования обозначена рядом федеральных программ по модернизации здравоохранения: «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» (2018–2024 гг.).
Все государственные программы подразумевают высокие инвестиции в отрасль со стороны Правительства. На данный момент государственный заказчик является основным клиентом для дистрибьюторов и производителей медицинского оборудования. Согласно данным Vademecum, объем госзакупок в 2019 году составил 355,6 млрд рублей. Последние несколько лет значительные темпы роста стали наблюдаться и в коммерческом сегменте. Частные учреждения все чаще обращают внимание на аппараты российских компаний. Такая тенденция обусловлена наращиванием объемов производства, освоением новых сегментов и активной маркетинговой политикой.
Также непросто производителям осуществлять внедрение высоких технологий. Процесс регистрации нового оборудования в России может занять не один год. Это неизменно приводит к тому, что когда аппарат, наконец, появляется на рынке, он уже перестает являться технологическим прорывом. Даже если производитель успел внедрить эффективную новинку, может возникнуть другая проблема – недостаток медицинского персонала, способного с ней работать. Поэтому многие крупные мировые компании на базе производства создают для врачей специальные учебные центры, где рассказывают, как пользоваться тем или иным оборудованием.
Одними из ключевых игроков на рынке являются дистрибьюторы. Именно с их помощью поставляется львиная доля медицинского оборудования как внутри страны, так и за ее пределы. Дистрибьюторы помогают производителям выйти на новые региональные рынки и нарастить большие объемы продаж. Кроме того, такой способ работы снижает транспортные и складские расходы, позволяет меньше участвовать в государственных закупках. Отпадает необходимость в дополнительном персонале и обеспечении возможностей кредитования клиентов. Сотрудничество с дистрибьюторами выгодно и медицинским учреждениям, получающим широкий выбор услуг, необходимые консультации и полное сервисное и гарантийное обслуживание после покупки.
Поскольку большую долю коммерческих продаж на рынке медицинского оборудования осуществляют дистрибьюторы, производителям крайне важно выстроить с ними лояльные отношения. От этих отношений могут значительно зависеть объемы продаж и прибыльность компании.
Основные методы продвижения, которыми пользуются производители, можно разделить на прямые и косвенные. Прямой маркетинг подразумевает непосредственное взаимодействие с посредниками или потенциальными покупателями. В качестве косвенных инструментов используется PR, программы повышения квалификации для медицинского персонала, а также участие в профессиональных мероприятиях – выставках, конференциях, семинарах и т.д.
Несмотря на ряд проблем, рынок медицинского оборудования в России, заручившись поддержкой государства, стабильно показывает ежегодный рост объемов. Увеличить темпы роста могут помочь частные инвестиции, а также упрощение процесса регистрации нового оборудования и активная борьба с монополизацией.
Олег Кудренко
ООО «РЕНМЕДПРОМ» – российский разработчик и производитель рентгенодиагностического оборудования и программных решений для здравоохранения. Сайт:
http://renmedprom.ru/index.php/ru/