ДЦП – детям можно и нужно помочь

8 окт 2020
#События

Каждую первую среду октября отмечается Всемирный день детского церебрального паралича - ДЦП. Этим заболеванием страдает более 17 миллионов человек в мире. Церебральный паралич признан наиболее распространенной причиной детской инвалидности.
В России детей с ДЦП около 100 тысяч, этот диагноз ставится четырем-пяти детям на тысячу новорожденных.

ДЦП может вызываться различными причинами, среди них наследственная предрасположенность, гипоксия, перенесенная внутриутробно, родовая травма, внутримозговые кровоизлияния, которые происходят у детей, родившихся раньше срока с экстремально низкой массой тела.

В Научно-исследовательском клиническом институте педиатрии им. академика Ю. Е. Вельтищева ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова прошел пресс-брифинг «Всемирный день ДЦП: инновационный метод лечения спастичности».

В ходе брифинга заведующий нейрохирургическим отделением НИКИ педиатрии им. академика Ю. Е. Вельтищева доктор медицинских наук Д. Зиненко рассказал о новых методах лечения ДЦП.

Более 80% детей с ДЦП имеют повышенный мышечный тонус – спастичность - патологическое сокращение мышц конечностей, тела, шеи, которое причиняет страдания пациентам и существенно затрудняет уход за ними. Несмотря на то, что в мире и в нашей стране накоплен огромный опыт по лечению данного заболевания, имеется разветвленная сеть медучреждений – от районных до республиканских и федеральных реабилитационных центров, не всем детям удается помочь с помощью консервативных методов лечения. Если не удается устранить спастичность, это приводит к развитию контрактуры, ограничению мобильности, инвалидизации. Но таким детям может помочь функциональная нейрохирургия.

Функциональная детская нейрохирургия – самое молодое направление а отечественной нейрохирургии, ему нет еще десяти лет. Не все родители и даже специалисты имеют представление о новых методах лечения ДЦП, которые доступны на сегодняшний день.

Инновационные методы лечения спастичности при ДЦП дают детям шанс значительно улучшить качество жизни. Среди них: имплантация баклофеновой помпы, селективная дорзальная ризотомия, стимуляция глубинных структур головного мозга.

Суть первого метода заключается в имплантации под кожу миниатюрного устройства - баклофеновой помпы. Из нее по катетеру к спинному мозгу вводится лекарство (баклофен) в индивидуально подобранной дозировке. Введение препарата в жидкой форме непосредственно в спинномозговую жидкость позволяет воздействовать на рецепторы спинного мозга, которые вызывают спастичность.

Эта операция универсальна, она помогает детям при любых видах спастичности - и с дистониями, и с повышенным тонусом, независимо от того, находится ли он только в ногах или распространяется на все группы мышц. Технически она очень проста. Перед операцией сначала вводится небольшая доза препарата, чтобы определить, расслабляет ли он мышцы. Если эффект наблюдается, на следующий день пункционно в спинномозговой канал вводится тоненький катетер, который подкожно направляется на переднюю брюшную стенку и подсоединяется к самой помпе. Она состоит из двух частей – резервуара, где находится препарат, и маленького моторчика. В дальнейшем врач может подобрать оптимальную для каждого ребенка дозу. Благодаря использованию данного метода удается снизить дозу баклофена в 100-1000 раз по сравнению с приемом перорально, что сокращает возможные побочные эффекты и значительно повышает эффективность лечения.

- Пациенты с ДЦП испытывают сильную боль, из-за которой за ними сложно ухаживать, они не могут ходить, говорить, у них есть проблемы со зрением, функциями кишечника и тазовых органов. Благодаря имплантации баклофеновой помпы спастический синдром можно устранить практически полностью, что открывает ребенку путь к полноценной жизни. Данную методику мы можем применять с любого возраста, иногда даже до года, - отметил Д. Зиненко.

Второй метод – селективная дорзальная ризотомия - представляет собой миниинвазивную хирургическую процедуру, выполняемую через незначительный разрез кожи для доступа к позвоночнику. Добравшись до спинномозгового канала, хирург выделяет нервные волокна чувствительных корешков, которые функционально отвечают за повышенный тонус мышц. Под микроскопом выборочно пересекаются волокна, ответственные за спастические импульсы. Деятельность находящихся рядом нервных окончаний при этом не нарушается.

Спастика исчезает практически сразу после операции, но в дальнейшем многое зависит от настойчивости и терпения родителей, чтобы ребенок смог научиться пользоваться возможностями, которые дает операция.

Третий метод - это установка специальных электродов под контролем специальной стереотаксической рамы (перед операцией ее надевают на голову ребенка) в определенную точку в подкорковых структурах головного мозга, которая вычисляется с помощью 3D МРТ и КТ.

Суть данного метода, который применяется при дистонии и гиперкинезах, когда обычный тонус мышц сменяется перерасслаблением, заключается в стимуляции глубинных структур головного мозга.

- В зависимости от того, какие нарушения имеются – гиперкинез или дистония – мы выбираем те или иные ядра в подкорке и вводим туда с помощью стереотаксических аппаратов электроды, - рассказал Д.Зиненко. - Они соединяются проводами с батарейкой, которая находится под кожей, и в дальнейшем врач выбирает параметры – силу тока, частоту, продолжительность воздействия, что позволяет практически во всех случаях добиться нормализации мышечного тонуса.

Эффективность операций во многом зависит от того, на каком этапе заболевания они делаются. Ризотомию проводят детям в возрасте два-три года, установку баклофеновой помпы – в год-два. Благодаря устранению спастики сохраняется подвижность суставов. Если операция сделана в раннем возрасте, ребенок сразу учится правильно ходить. В 6-8 лет ребенок уже привык ходить, используя спастику, у него уже сформирован патологический стереотип ходьбы, так что, когда спастика исчезает, его нужно переучивать.

Когда через десять лет у первых двадцати пациентов встал вопрос о замене баклафеновой помпы, оказалось, что она потребовалась только семнадцати, у остальных мышечный тонус оказался в норме.

НИКИ педиатрии им. академика Ю. Е. Вельтищева - не единственная клиника, где проводятся такие операции, их делают в Санкт-Петербурге, Тюмени, Новосибирске, Владивостоке, в Москве - в Центре нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко. Но сегодня врачи могут помочь лишь 30-40% детей, которые в этом нуждаются: операции проводятся бесплатно, по квотам, но их катастрофически не хватает. Решить проблему может увеличение квот, выделяемых Минздравом России на функциональную нейрохирургию, или перевод таких операций в систему ОМС.

Кстати, первую баклафеновую помпу установили девочке, которая пять лет страдала мучительной бессонницей. Видя страдания своего ребенка, не могла спать и мама. После операции к девочке вернулся сон, ее мама успокоилась и снова научилась улыбаться.

Проблемы, связанные с ДЦП, — это не только проблемы ребенка, но и семьи, и общества в целом.


Светлана Рябухина

  • Комментарии
Загрузка комментариев...