Виктория Кимовна, существует ли статистика — какое количество пациентов нуждается в имплантации?
Каждый год собирается статистика по странам. В Европе в среднем 500 имплантаций на 1 млн человек в год. В России эта цифра в два раза меньше. Этот разрыв связан с тем, что имплантации проводятся в основном в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Красноярске, Владивостоке, Хабаровске. В этих регионах, в соответствии с программой «Национальное здоровье», были построены федеральные центры. Они имеют финансирование на должном уровне для покупки необходимого оборудования и привлечения специалистов. Если смотреть статистику по этим регионам — количество имплантаций увеличилось за последние 10 лет. В России также существует масса больниц, госпиталей, стационаров, где пытаются развить аритмологическую службу. В таких стационарах работают врачи — энтузиасты, которые изучают вопрос, ездят на съезды, конгрессы, слушают лекции, вебинары, читают статьи и интересуются качеством жизни пациентов. Когда есть такие энтузиасты — дело двигается. В Санкт-Петербурге школа кардиостимуляции и аритмии существует давно, с конца 80-х годов. Большое количество известных на мировом уровне специалистов вышли из Санкт-Петербурга. Исторически сложилось, что более 13 стационаров в нашем городе занимаются имплантацией различных кардиологических устройств.
Расскажите, пожалуйста, о системе дистанционного мониторирования?
Передовые производители имплантируемых электрокардиостимуляторов имеют систему дистанционного мониторирования. В современные аппараты встраивается антенна, и благодаря передатчику, который идет в комплекте, информация с имплантируемого аппарата считывается на постоянной основе и планово передается на специальный портал. При плановом входе на портал врач может ее проанализировать. Если возникают какие-то события, которые не входят в запрограммированную норму, информация об этом сразу передается врачу через спутниковую систему, и врач уже принимает решение о необходимости вмешательства. Важно знать, что повлиять на работу аппарата через дистанционное устройство невозможно. Это абсолютно защищенный кодовый канал. В России зарегистрировано две системы дистанционного мониторирования, которыми мы активно пользуемся, особенно с теми пациентами, за которых испытываем особое беспокойство. Сейчас примерно 600 пациентов находятся под удаленным наблюдением. Каждую ночь с защищенного сервера приходят сообщения, степень серьезности которых утром анализируется. Врач определяет: это рутинная передача данных или экстренная ситуация, требующая вмешательства. Возможен вариант, когда экстренная ситуация возникает, но аппарат с ней справляется самостоятельно. Нужно помнить, что пациент болеет и аппарат не может решить все проблемы, связанные с той или иной сердечной болезнью. Но он поможет ему выжить.
Часто спрашивают, можно ли запрограммировать прибор удаленно, чтобы не приезжать на прием? Запрограммировать аппарат удаленно невозможно. Также пациенты часто интересуются, можно ли просто заменить батарею. На этот вопрос мы также даем отрицательный ответ. Аппарат меняется целиком, но электроды, как правило, остаются прежними, так как они служат в два раза дольше, чем стимулятор. Зарядить батарею тоже нельзя, в первую очередь, по этическим соображениям. Если будет создан прибор, который можно будет подзаряжать, то ответственность по зарядке этого устройства будет лежать на пациенте. Но пациент не всегда может оценить степень своей ответственности адекватно. К тому же производители постоянно совершенствуют устройства, появляются новые алгоритмы и функции. И если пациент останется со старым аппаратом, то следующее поколение имплантируемых устройств, с новыми функциями, он просто не получит.
Как происходит операция по имплантации электрокардиостимулятора?
Операция в опытных руках специалиста происходит достаточно просто. Имплантация происходит в специальной стерильной рентген-операционной, потому что заведение электродов нужно контролировать рентген-аппаратом. Все движения электродов по сосудам и установка их в определенное место контролируется рентгенологически. С пациентом поддерживают контакт хирурги и сестры, так как операция происходит под местной анестезией. Хирург делает небольшой, около 4–5 см, разрез под ключицей, куда под кожу или мышцу помещается стимулятор. Вся операция может занимать до получаса. До двух часов занимают сложные имплантации со специальными функциями. Работоспособность человека восстанавливается очень быстро. Швы накладываются косметические, саморассасывающиеся, после которых остается тонкая полоска небольшого шрама. Рана, как правило, затягивается в течение недели. Возможны небольшие синяки и гематомы. Самое важное — соблюдать асептику, чтобы не было инфекции, потому что иначе придется все удалять. Мы очень просим пациентов, если вдруг появляются какие-то признаки воспаления шва, чтобы они нашли возможность приехать на прием. Врач сможет оценить, насколько этот процесс является инфекционным, чтобы исключить риск сепсиса, общего заражения крови. Это самые серьезные и сложные осложнения, которые могут привести к необратимым последствиям.
Какие рекомендации получает пациент при выписке?
Мы обязательно предостерегаем пациентов от контактных видов спорта (борьба, бокс), резких подтягиваний и отжиманий особенно в первое время после операции. Дело в том, что устройство имеет твердую поверхность, при нанесении удара в область имплантации могут возникать синяки и гематомы, а значит, возникает риск присоединения инфекции. Опять же электроды тонкие, специально их не порвать, но при ударах, толчках, рывках они могут заламываться. Тем не менее известно, что в Америке в НХЛ играли двое хоккеистов с имплантированными кардиостимуляторами.
Большинство производителей создает буклеты, которые на простом языке дают ответы на наиболее частные вопросы. Врач обязательно выдаст паспорт устройства или телефоны представительства производителя стимулятора, по которым его можно заказать. Паспорт прибора нужен в первую очередь для информации. Фирм производителей много, врачи, контактирующие с пациентом, должны иметь информацию о модели и характеристиках аппарата. Мы даем рекомендацию выучить наизусть название своего стимулятора, потому что пациент может прийти на плановый визит в стационар, в котором может не быть подходящего программатора.
Должен ли человек с имплантируемым электрокардиостимулятором вести особенный образ жизни?
Наличие стимулятора пациента в обычной жизни никак не ограничивает. Это помощник. При правильных настройках, при правильном соотношении потребности и настроек прибора, пациенту он никак не мешает. Пациенты привыкают к аппарату очень быстро, понимая, что он улучшает качество их жизни. Если есть какие-то ограничения для наших пациентов, они связаны только с его основным заболеванием, никак не с наличием устройства. Стимулятор не боится бань, солнца, ржавчины, давления. Есть заблуждение, что металлодетекторные сканнеры в аэропорту могут повредить устройство. Современные устройства абсолютно защищены от каких-либо воздействий. Чем опасны могут быть сканнеры в аэропорту? Это сильные магниты. Магнит может воздействовать на кардиостимулятор, только переведя его на несколько секунд в специальный режим. В этот режим аппарат переводит врач на плановом приеме, когда считывает информацию с устройства. Через 2–3 секунды аппарат возвращается к своей работе. Более сложные устройства, такие как дефибрилляторы, даже не переходят в магнитный тест. Они продолжают работать в обычном режиме, только возможно приостановление применения шоковой терапии в тот момент, когда человек проходит через рамку.
Что касается магнитной томографии, современные производители в свои аппараты встраивают функцию переключения в режим, при котором можно безопасно выполнить МРТ. Это возможно при соблюдении ряда условий: специальный электрокардиостимулятор с функцией режима МРТ, МРТ-совместимые электроды, отсутствие других имплантатов. Пациент перед процедурой МРТ приходит к врачу, тот переводит аппарат в безопасный режим. Существуют такие устройства, которые «ощущают» магнитное поле и переводятся в режим МРТ автоматически. Никакие другие медицинские процедуры (КТ, УЗИ, рентген) не влияют на аппарат. Не влияет на работу прибора и применение наружного дефибриллятора. Единственная рекомендация - не располагать наружные утюги прямо над ложем аппарата. Не заметить его наличие невозможно: он контурируется, есть рубец, аппарат прощупывается. Любой врач его увидит и прощупает, тем более что дефибрилляция проводится на голое тело.
Электрокардиостимуляторы не боятся бытовых приборов, компьютеров, вышек сотовой связи. Ранее были рекомендации не находиться под линиями электропередачи из-за электромагнитной индукции. Но что значит не находиться? Не загорать под ними! Если человек с имплантированным устройством просто проходит мимо ЛЭП, аппарат не поломается. Важно понимать, что только в Европе каждый год на 1 млн человек прибавляется 500 человек с имплантированными электрокардиостимуляторами, на сегодняшний день таких пациентов уже миллионы. Если бы существовали такие устройства, которые могли бы выводить из строя стимуляторы, производители давно бы на это среагировали. Развитие электронных имплантируемых устройств происходит по пути максимальной адаптации аппаратов под современную жизнь человека.