Татьяна Владимировна Гошокова, аккредитованный преподаватель первой помощи АНО ДПО «Межрегиональная школа первой помощи», инструктор Европейского и Национального советов по реанимации, экстремальный психолог.
Когда Вы впервые в жизни столкнулись с первой помощью?
Я обучалась первой помощи на младших курсах института. Помню, как на предмете «Медицина» мы учились накладывать разные повязки. Потом подробно изучала первую помощь при подготовке к аттестации на квалификацию «Спасатель». Это были 2009-2010 годы, и то, что преподавалось тогда, очень сильно отличается от того, что мы изучаем на курсе сейчас.
По-настоящему мой «путь в первую помощь» начался в 2016 году, когда я работала в Уральском филиале Центра экстренной психологической помощи МЧС России. Я прошла курс повышения квалификации для преподавателей первой помощи, который вел Геннадий Владимирович Неудахин. Это именно тот курс, который мы сейчас ведем вместе с Геннадием Владимировичем.
Обучение на курсе полностью изменило мои представления о первой помощи и вызвало большой интерес к этой профессиональной области. Как обучать людей действиям в экстремальной или стрессовой ситуации, каковой является ситуация оказания первой помощи? Это было интересно с точки зрения и экстремальной психологии, и педагогики. Так и определился вектор моего профессионального развития.
В дальнейшем я реализовывала и курировала всероссийский проект «Научись спасать жизнь!» на территории Уральского федерального округа. А в 2018 году начала самостоятельную деятельность как преподаватель первой помощи.
Как Вы начали сотрудничать с Межрегиональной школой первой помощи?
С 2017 года я провожу инструкторские курсы, то есть курсы для преподавателей первой помощи. Когда в конце 2019-го года я пришла на Первую всероссийскую конференцию «Первая помощь 2019», то увидела, что со стороны коллег появился большой запрос на проведение подобных курсов. Ко мне подходили преподаватели, говорили о трудностях с поиском качественных инструкторских курсов и просили, чтобы я провела обучение для них. После разговора с Геннадием Владимировичем мы решили, что организуем в Москве сборные группы преподавателей первой помощи для прохождения курса повышения квалификации.
Помогает ли Ваш опыт психолога при проведении курсов по первой помощи?
Опыт работы экстремальным психологом в чрезвычайных ситуациях и мое образование позволяют глубже рассмотреть весь процесс обучения и оказания первой помощи. Особое внимание я обращаю на следующие очень значимые моменты:
Что происходит с человеком, когда он попадает в ситуацию, требующую оказания первой помощи? Как это влияет на его восприятие, поведение, состояние?
Как взаимодействовать с человеком, который попал в такую ситуацию? Каких реакций следует ожидать?
Особенности восприятия материала при прохождении обучения.
Особенности работы с аудиторией (мотивация, работа со сложными участниками, динамика группы и т. д.).
Людям, которые приходят на инструкторский курс, я стараюсь дать достаточный объем базовой психологической информации. Эти знания позволяют им более эффективно организовывать и проводить обучение первой помощи.
Татьяна Гошокова рассказывает о психологических аспектах оказания первой помощи
Как Вы с Геннадием Владимировичем распределяете роли в течение курса? Есть ли какие-то темы, которые дает только Геннадий Владимирович или только Вы?
Каждый из нас может провести курс самостоятельно и «подменить» другого в нужный момент. Однако мы распределяем материал в зависимости от того, кто из нас более погружен в конкретную тему. Например, я всегда рассказываю про психологическую поддержку и даю материал про особенности взаимодействия с аудиторией, поскольку эти темы непосредственно относятся к моим профессиональным компетенциям.
Как Вы оцениваете текущую ситуацию с обучением первой помощи в нашей стране?
Я вижу, что с каждым годом интерес к первой помощи растет, но ситуация с обучением достаточно сложная. Несмотря на кажущуюся распространенность курсов, большинству населения недоступно качественное обучение первой помощи. Даже в крупных городах сложно записаться на курс, где вам не просто выдадут удостоверение, а проведут полноценное обучение в необходимом объеме, с практикой и ситуационными задачами. На мой взгляд, нам необходимо обеспечить два взаимосвязанных процесса:
Подготовка инструкторов, которые будут организовывать и проводить качественные курсы первой помощи.
Популяризация первой помощи; информирование населения о том, как она оказывается; повышение мотивации к оказанию первой помощи пострадавшим.
Оба этих процесса должны идти параллельно, иначе ни один из них не сработает.
Ведущие курса демонстрируют выполнение одного из заданий
Наше издание читают люди, связанные с медициной и смежными отраслями. По каким причинам специалисты из медицинской сферы приходят на Ваш курс?
Обучение первой помощи – это профессиональная область, которая быстро развивается и где сейчас не хватает большого количества профессионалов. Прохождение инструкторского курса для человека, который хочет заниматься обучением первой помощи, оказывается хорошей возможностью начать профессиональную деятельность, повысить квалификацию, оказаться в общей среде со своими коллегами. Преподаватель первой помощи всегда будет востребован, ведь знания по первой помощи необходимы всем категориям населения, вне зависимости от возраста или рода занятий.
Интервью с Татьяной Гошоковой – второе в цикле бесед с ведущими и участниками пятидневного инструкторского курса, проведенного АНО ДПО «Межрегиональная школа первой помощи». Цикл открыло интервью с кандидатом медицинских наук, главным внештатным специалистом по первой помощи Минздрава России по Центральному федеральному округу Геннадием Неудахиным. Продолжение следует.
Павел Ильин,
врач-кибернетик,
инструктор BLS Национального / Европейского совета по реанимации
Информация о курсе
Контактный телефон: 8-909-013-84-74
Социальные сети: www.instagram.com/first_aid_profi
Сайт школы: http://mshpp.ru/
На курсе используется современное симуляционное оборудование:
ПРАКТИ-МЭН Манекен-торс для отработки навыков сердечно-лёгочной реанимации
ПРАКТИ-МЭН AD Манекен-торс для отработки навыков сердечно-лёгочной реанимации
ПРАКТИ-БЭБИ Манекен полноростовой для отработки навыков сердечно-лёгочной реанимации
СПАСАТЕЛЬ ГЕЙМЛИХ Жилет-симулянтор для отработки приёма Геймлиха
Учебные лицевые маски к симуляторам и тренажёрам для дыхания «рот ко рту»