Зульфия Зарипова: "Первая помощь. Заставлять? Обучать? Проверять?"

19 апр 2021
#Аналитика

О развитии системы первой помощи в Санкт-Петербурге рассказывает Зульфия Абдулловна Зарипова, главный внештатный специалист по первой помощи Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, руководитель Центра аттестации и аккредитации ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова».

Актуальность. На сегодняшний день на территории Российской Федерации не прослеживается единая стратегия в части подходов и методологии при обучении оказанию первой помощи. Более того, еще не введены понятия эффективности обучения и критерии качества оказания первой помощи. В связи с этим есть необходимость структурных и понятийных преобразований в обществе.

Почему люди не оказывают первую помощь? Это не риторический вопрос, это предмет для детального рассмотрения. Во-первых, люди боятся! Боятся по разным причинам: не хотят, не знают, не умеют. Нежелание оказывать первую помощь не всегда связано с равнодушием: не увидел, торопился и многие другие вполне объективные для каждого обстоятельства. Чтобы очевидцы «захотели» подойти к пострадавшему, надо сделать первую помощь модной и жизненно необходимой! В этом могут помочь мотивирующие ролики и плакаты, социальная реклама и государственная поддержка. Хорошо работает фраза: «Если ты прошел мимо пострадавшего сейчас, кто-то пройдет мимо тебя!». Надо воспитывать себя, как социум, и в особенности, молодежь.

Второй серьезной причиной неоказания первой помощи является отсутствие соответствующих актуальных знаний. При этом следует отметить, что теоретически все мы имеем представление о базовых алгоритмах оказания помощи пострадавшему – они закладываются в школе на уроках безопасности жизнедеятельности, затем в различных учебных заведениях и на рабочем месте согласно правилам охраны труда. Некоторые даже имеют определенный документ, свидетельствующий о том, что человек был обучен и даже имеет право обучать других. Здесь заложена скрытая угроза: если знания не проверены и/или не востребованы, то они утеряны. А навыки у большинства не были даже сформированы, поскольку формализм обязательных занятий не позволяет это сделать. Более того, никто их не проверяет в реальной жизни: согласитесь, если преподаватель не скажет, что эта тема будет на экзамене, то на изучение будет затрачен минимум времени; а компетентностный подход предполагает многогранную проверку сформированных компетенций. Поэтому одна из ключевых задач – вернуться к классическим нормам преподавания: по окончанию любого вида обучения обучающийся должен «знать, уметь, владеть», а мы должны это проверить. И акцент следует сделать на практической части обучения, потому что «умение» можно один раз продемонстрировать на экзамене, а «навык» – это алгоритм действий в экстренной ситуации на уровне рефлекса, вне зависимости от окружающей обстановки. Именно поэтому, я противник обучения первой помощи в дистанционном формате. Я за практические занятия и тренинги. В нашем городе работают организации, которые ведут колоссальную работу по организации соревнований, тренировочных дней по первой помощи. Участвуя в таких мероприятиях, человек начинает понимать, на что он способен и над чем следует работать. Призываю присоединяться к этим соревнованиям.

Есть еще одна проблема. Существуют разные организации, предоставляющие услуги по обучению первой помощи, и некоторых можно причислить к «недобросовестным поставщикам услуг». Когда выдают (а точнее, продают) документы установленного образца за 16-ти часовой курс, и при этом фактически человек обучался от 10 минут до 1 часа, и то дистанционно, или его фамилия была подана в списке, а сам он даже не знал, что «обучался» – такие ситуации надо пресекать в корне. Встает вопрос проверки качества этого обучения и подобных организаций.

Итак, ключевые вопросы.

Нужно ли заставлять обучать первой помощи? Нужно! И начать следует с руководителей организаций, потому что правила по охране труда и безопасности сотрудников любого производства написаны «кровью» людей, которые погибли при несоблюдении тех или иных требований и которым не смогли оказать первую помощь. При этом обучение на производствах должно быть организационным – 100% охват от руководителя до служащего. Вторая категорий людей, которых надо заставлять – это водители транспортных средств. При этом следует изменить подход к их обучению: в программе есть теоретические вопросы по первой помощи, но навыки никак не отрабатываются и наличие их никем не контролируется; надо ввести это в обязательный практический экзамен на получение водительский прав. Ежегодно людей, получающих права и выезжающих на дорогу становится больше, хорошо, если вместе с этим появится пропорционально больше людей, обученных оказывать первую помощь.

Нужно ли обучать заново тех, кто уже обучался когда-то и как-то? Нужно, поскольку обновляются Законы, приказы и положения, изменяется методическая база, требуется формирование и поддержание навыков, которые могут спасти кому-то жизнь! Подходы к обучению могут быть различными: от добровольных до обязательных программ, от флеш-мобов до тренингов и соревнований, от ознакомительных занятий до полновесных курсов. Главное, называть вещи своими именами: «обученным» человек считается, если он прошел курс по утвержденной 16-ти программе и сдал зачет.

Нужно ли проверять: кто и как обучает? Обязательно! Когда вставал вопрос о назначении главного внештатного специалиста по первой помощи в Санкт-Петербурге, Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга запросил, чем же будет заниматься человек на занимаемой должности. На основании этого запроса, Леонидом Игоревичем Дежурным (ГВС Минздрава по первой помощи РФ, прим. ред.) был сформирован документ, в котором прописаны права и обязанности внештатного специалиста, среди которых проведение экспертизы качества преподавания первой помощи в рамках ведомственного контроля. На сегодняшний день есть проблемы с контролем качества обучения, несогласованность информации в рамках одной и той же программы в разных учреждениях. Поэтому необходимо привести в единую норму информационно-методическую базу и сделать это на законодательном уровне. Никто не исключает уникальность каждого курса за счет личности инструктора, но при этом материал нужно доносить системно и правильно, чтобы повысить эффективность обучения.

Формирование профессиональной среды преподавателей первой помощи – одна из стратегических задач. Работы у сообщества много: обучить население, медицинских работников, организовывать обучение в различных учреждениях, учебных центрах, на предприятиях. При этом необходимо соблюдать нормы этики и морали по отношению друг к другу. Как главному внештатному специалисту, мне предписано анализировать состояние отрасли и предлагать варианты по совершенствованию системы. Одно из таких предложений – создание реестра инструкторов по первой помощи, организаций, обеспечивающих обучение, и обученных людей. В этом направлении сейчас ведется активная работа. Наша обязанность, как сообщества специалистов, сформировать единое информационное пространство и в рамках своего региона сделать первую помощь популярным и модным трендом. Воспитывать культуру оказания первой помощи необходимо с детства, со школьной скамьи, чтобы в процессе социализации у человека формировался принцип: не проходить мимо. И это задача общества. А наша задача – составить стратегический план развития по обучению первой помощи, организовать процесс обучения… и сделать это хорошо!

  • Комментарии
Загрузка комментариев...