В России работает множество учебных организаций, занимающихся обучением первой помощи. Большая часть таких "школ " учит своих курсантов давно, другие – быстро появляются и столь же стремительно исчезают, обучая дистанционно, или фиктивно, на деле продавая документ о прохождении курса по первой помощи. Преподаватели сомнительных "школ " часто имеют свой, иногда очень специфический взгляд на первую помощь и обучение алгоритмам её оказания. Как отличить курсы, которые учат "правильно", по современным алгоритмам, с учётом всех требований текущего законодательства от тех, кто сосредоточен только на заработке?
Кто готовит самих преподавателей первой помощи? Тех специалистов, на плечи которых ляжет ответственность за подготовку по первой помощи и обычных людей, и специалистов, имеющих медицинское образование, волонтёров, спасателей, тех, по роду своей деятельности обязан, или же может оказывать первую помощь?
В конце сентября мы посетили профессиональный курс подготовки преподавателей, который прошел в Москве. Его проводила Межрегиональная школа первой помощи.
Наш собеседник:
Неудахин Геннадий Владимирович. Ведущий научный сотрудник Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, врач-методист Центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы, и главный внештатный специалист по первой помощи Минздрава России по Центральному федеральному округу, кандидат медицинских наук.
Фото №1. Объяснение материала по базовой сердечно-лёгочной реанимации (Г.В. Неудахин)
Как давно вы занимаетесь первой помощью?
Достаточно давно. Около двадцати лет назад я начал проводить курсы по первой помощи со своими коллегами и в настоящее время продолжаю работать в сфере преподавания, оснащения, разработки комплектов для оказания первой помощи и рекомендаций по проведению занятий.
Что из себя представляет учебно-методический комплекс, на основании которого вы ведете обучение?
Он состоит из нескольких документов. Это учебное пособие для лиц, обязанных и/или имеющих право оказывать первую помощь, учебное пособие для преподавателей и программы, по которым можно проводить занятия. В этот же учебно-методический комплекс входят и примеры презентаций, примеры плакатов. Разработан УМК для того, чтобы специалисты, проводящие курсы первой помощи, тренинги, инструктажи или другие виды занятий, обучали курсантов качественно, эффективно и, самое главное, унифицировано. Чтобы люди, проходящие обучение, получали похожие, однотипные знания.
Это официальный учебно-методический комплекс?
УМК одобрен Министерством Здравоохранения Российской Федерации и Координационным советом по образованию в области "Здравоохранения и других наук" в 2018 году.
Есть много других пособий по первой помощи. Почему именно ваш УМК является правильным, почему он должен использоваться в качестве базового?
Учебных пособий по оказанию первой помощи на самом деле много. Это разнообразные книжки. Вот если зайти в книжный магазин, то можно найти сходу несколько пособий, которые все называются совершенно по-разному. Доврачебная помощь, первая скорая помощь на даче и тому подобное. Учебно-методических комплексов не много. По первой помощи, по сути, это второй по счёту. Первый был разработан около двенадцати лет назад. В настоящее время часть методик, освещённых в том учебном комплексе, утратила актуальность в связи с изменением законодательства и появлением новых рекомендаций. Разработанный и рекомендованный Минздравом учебно-методический комплекс содержит наиболее актуальную информацию и соответствует действующему Российскому законодательству. Других таких комплексов нет. Он расположен на сайтах "Всё о первой помощи" (allfirstaid.ru), или на сайте ЦНИИОИЗ (https://mednet.ru/umk) в электронном виде. Скачать можно совершенно бесплатно. Мы, в какой-то степени сознательно, оставляем его в электронном виде, чтобы, по мере накопления каких-то изменений, эти изменения вносить туда, совершенствовать этот комплекс, поддерживать его актуальность.
Обучение, согласно вашему УМК, проводится только в учреждениях Минздрава?
Впервые в истории Министерства здравоохранения создана профильная комиссия по первой помощи, которая включает в себя представителей не только минздравовских подразделений, но и представителей других министерств и ведомств и позволяет нам взаимодействовать с другими органами государственной власти, распространять наш опыт на людей разных профессий, чтобы и они обучались единообразно и адекватно.
Есть ли трудности при распространении "правильного" учения?
Особых трудностей нет. Есть определенные особенности оказания помощи и обучения, характерные для разных категорий граждан. Например, у представителей Министерства обороны есть свои нюансы, у представителей Министерства внутренних дел – свои. Поэтому мы позиционируем наш учебно-методический комплекс как своеобразный каркас, структуру, которая является базовой и обязательной для всех. А уже какие-то особенности, характерные для отдельных категорий обучающихся, они могут добавлять сами. Но база должна оставаться одной и той же.
Расскажите о своём курсе по первой помощи?
Официальное название курса звучит так: "Курс повышения квалификации для преподавателей и мастеров производственного обучения, осуществляющих профессиональную переподготовку по предмету «Первая помощь»". В нашей стране нет такой профессии, как преподаватель первой помощи, инструктор первой помощи, поэтому приходится искать наиболее подходящие варианты названия. Мы обучаем специалистов, которые планируют проводить курсы и занятия по первой помощи и для тех, кто уже имеет опыт преподавания в этой сфере. Занятия позволяют неопытным преподавателям приобрести опыт преподавания, понять структуру проведения курсов, а опытным – систематизировать и освежить свои знания, освоить новые навыки, обменяться опытом с коллегами.
Фото №3. Рабочие моменты по проверке сознания
Как давно проводятся ваши курсы?
Достаточно давно, фактически, с начала моей преподавательской карьеры. А 8 лет назад по заказу Всемирной организации здравоохранения был разработан курс массового обучения преподавателей и инструкторов первой помощи. Курс основан на рекомендациях ВОЗ и позволяет в течение 5 дней подготовить человека для того, чтобы он, используя современные методические материалы, проводил занятия по первой помощи для разных категорий граждан.
Кто, в основном, проходит эти курсы, организации, индивидуальные преподаватели?
Состав группы бывает достаточно разный. Здесь есть и люди, которых направили организации. Есть люди, которые сами решили для себя пройти такой курс и приехали самостоятельно.
Заказывают ли организации проведение курсов? Или группы состоят только из индивидуальных и командированных на курс преподавателей?
Ситуации бывают разные. Бывает так, что организация заказывает подобный курс. Как правило это крупная организация с большим количеством работников. Они могут позволить себе провести курс для 10-15 человек, которые в дальнейшем будут обучать их сотрудников. Данный курс, конкретно, для людей, которые приехали в индивидуальном порядке, самостоятельно.
Какого рода организации чаще заказывают такие курсы?
Как правило, инструкторский курс интересен для крупных производственных предприятий. Потому что у них достаточно жёсткие требования к тому, что необходимо массовое обучение сотрудников. Это предприятия промышленности, энергетики и других отраслей.
Фото №4. Рабочие моменты курса. Взаимодействие преподавателей
Как организации приходят к необходимости организации курсов по первой помощи?
Сложный вопрос. По-разному. Бывает какое-то активное взаимодействие, инициированное нами. Бывает так, что у них есть служба промышленной безопасности и охраны труда, которая, в соответствии с трудовым кодексом, видит необходимость в обучении сотрудников. Но обучить весь персонал крупной компании на стороне – практически невозможно, в силу большого числа работников, поэтому они предпочитают создать штат инструкторов у себя на производстве, организовать учебный класс первой помощи и в нем проводить занятия.
Часто получение «корочки» преподавателя, инструктора по первой помощи не подтверждает его знаний. Свидетельство или покупается, или человек проходит сомнительные заочные или онлайн курсы. Предприятия понимают, что людей надо обучать очно, затратив на это достаточно много рабочего времени? Как вы работаете с руководителями компаний?
Фото №5. Г.В. Неудахин готовится вручать удостоверения выпускникам
Понимание приходит по-разному. Бывает ситуации, когда что-то произошло на предприятии, несчастный случай, травма, и не смогли оказать помощь. Бывает, что мы разъясняем руководителям необходимость. Ключевой момент – это понимание ими важности качественного обучения первой помощи. Бывает, что контролирующие органы воздействуют на руководство, и оно принимают решение об очном обучении.
Расскажите про структуру своего курса. Почему – пятидневный?
Курс первой помощи, как я уже упоминал, разработан на основании рекомендаций ВОЗ. Есть такая методика, дословный период с английского, методика обратного преподавания. Для подготовки преподавателя по какому-то предмету, нужно, чтобы он сначала сам обучился этим навыкам. Человек, обучающий первой помощи, должен сам научиться первой помощи. Он должен сам научиться её оказывать. К сожалению, в нашей стране, первую помощь часто преподают случайные люди. Допустим, ты – медик, значит иди – преподавай. Методика обратного преподавания заключается в том, что человек сначала сам обучается первой помощи, потом получает дополнительные знания о том, как проводить занятия, как обучать других. Разбирается механика процесса обучения. На третей стадии, он сам проводит пробное обучение перед лицом своих товарищей, перед лицом опытных преподавателей, которые дают ему обратную связь и позволяют совершенствовать свои навыки преподавания. И, естественно, он уже выходит относительно готовым к проведению подобных курсов.
Фото №6. Отработка курсантами проведения занятий по первой помощи
Сколько преподавателей вообще подготовлено по этой программе?
На сегодняшний день проведено около 50 подобных курсов и обучено более 1500 человек.
В основном это люди с медицинским образованием?
Людей с медицинским образованием примерно треть или даже четверть от общего числа. На самом деле, медики не очень охотно идут на эти курсы. В основном к нам приходят спасатели, психологи, люди, работающие с детьми, преподаватели ОБЖ, их направляют, как правило, организованными группами. Задачи медиков, другие – оказания медицинской помощи. Они больше заточены под медицинскую помощь.
Как человеку может прийти идея – стать преподавателем первой помощи. Самая мотивированная категория – это, спасатели. Здесь понятно. Есть люди, которых к этому "принудили", направили на учебу организации. А самостоятельно?
Как правило, преподавателями становятся люди, которые очень интересуются именно первой помощи, знают, как её оказывать и хотят этими знаниями делиться. Люди с определённым опытом, имеющие определенный жизненный бэкграунд, который их направляет на эту стезю, и они стараются сеять разумное, доброе, вечное.
Почему первую помощь так важно называть именно ПЕРВОЙ, не употребляя слова "медицинская", "экстренная", "неотложная"?
Терминология – это ключевой момент правильной коммуникации. Когда люди говорят на одном языке понятные друг другу вещи, это очень хорошо. Большинство проблем происходит из-за того, что люди не понимают друг друга. Поэтому мы достаточно трепетно относимся к вопросам терминологии. Терминологии и законодательство – это принципиальные вопросы, отклонение от которых приведёт к утрате смысла и порядка, к которому мы стремимся. Говоря о "первой помощи" и "первой медицинской помощи", правильнее говорить "первая помощь", на сегодняшний день, потому что, кроме терминологического аспекта, здесь ещё важен момент юридический. Любой вид медицинской помощи – это вид помощи, который оказывают профессиональные медицинские работники "при исполнении", на рабочем месте, имеющем лицензию, многочисленные допуски и т.д. Когда вводился в федеральное законодательство термин "первая помощь" – это было сознательное решение вывести первую помощь за рамки медицинской помощи по причине того, что медицинская помощь оказывается только медицинскими работниками, а первая помощь должна оказываться всеми, всеми людьми любой профессии, любого уровня подготовки. Поэтому ввели такое искусственное разделение, и первая помощь с тех пор не является медицинской.
Как сделать первую помощь популярной в нашей стране? В ряде зарубежных государств существуют различные программы по популяризации первой помощи и каждый школьник знает...
У нас огромная страна, как географически, так и по населению. Я думаю, что есть несколько ключевых моментов. Обучение первой помощи должно начинаться с детства. Чуть ли не с детского сада, продолжаться в школе, после школы, в средних и высших учебных заведениях, на рабочем месте. Это должна быть сквозная программа, на всю жизнь. Все мы родом из детства, и то, что заложено в молодом возрасте, то останется с нами навсегда.
Если выбирать случайных людей на каком-нибудь предприятии, совершенно разных, допустим, медиков, рабочих, служащих и задать им вопрос: "Что нужно делать, если человек лежит без движения?", часть из них ответит: "Я пройду мимо", часть - "Надо пощупать пульс", а другие предложат - "Сделать искусственное дыхание". Как исправить ситуацию?
Можно не выхватывать рандомных людей, а почитать комментарии под постом в соцсети о каком-нибудь частном случае, который требовал оказания первой помощи, а она была не оказана. Очень много комментаторов, которые говорят, что "да конечно, я туда полезу, а меня потом засудят", "да конечно, все-равно ему не поможешь", "пускай приезжают врачи и этим занимаются" и т.д. У большинства людей, к сожалению, отсутствует понимание, что такое первая помощь, зачем она нужна, какие есть права и обязанности, какая гипотетически возможна ответственность. Поэтому единственный способ бороться с этой неграмотностью – это качественное обучение, качественное полноценное обучение, в ходе которого людям рассказывают всё это, людей мотивируют и люди выходят на улицу совсем с другим отношением к подобным ситуациям.
Расскажите в каких мероприятиях по первой помощи вы участвуете.
Конечно, наша работа не ограничивается инструкторским курсом. Мы принимаем участие в различных форумах, конференциях, где проводим мастер-классы, делаем короткие выступления. Участвуем в международном форуме волонтёров, во всевозможных соревнованиях, например, Всероссийская олимпиада по ОБЖ, во Всероссийских соревнованиях "Человеческий фактор", где я выступаю в роли заместителя главного судьи по первой помощи.
В последнее месяцы таких мероприятий стало меньше, но, несмотря на пандемию, мы продолжаем работать.
Начало. Продолжение следует.
П. Ильин,
врач-кибернетик,
эксперт MedTecNews по симуляционному оборудованию
и первой помощи
Информация о курсе:
Контактный телефон: 8-909-013-84-74
Социальные сети: www.instagram.com/first_aid_profi
Сайт школы: http://mshpp.ru/
· ПРАКТИ-МЭН Манекен-торс для отработки навыков сердечно-лёгочной реанимации
· ПРАКТИ-МЭН AD Манекен-торс для отработки навыков сердечно-лёгочной реанимации
· ПРАКТИ-БЭБИ Манекен полноростовой для отработки навыков сердечно-лёгочной реанимации
· Жилет-симулянтор для отработки приёма Геймлиха СПАСАТЕЛЬ ГЕЙМЛИХ
· Учебные лицевые маски к симуляторам и тренажёрам для дыхания «рот ко рту» (рулон 36 шт.)