Редакция MedTecNews продолжает знакомить читателей с основными спикерами проекта «Открытый разговор с преподавателями первой помощи». Одна из встреч была посвящена мотивации. Юлия Пролыгина, основатель онлайн школы Первой помощи, рассказала о способах мотивации людей идти на курсы. Юлия - инструктор-методист по обучению населения приёмам оказания Первой Помощи, провайдер курса «Базовые реанимационные мероприятия с применением АНД» Европейского Совета по реанимации. Принимала участие в разработке учебных пособий и адаптации Европейских стандартов оказания Первой помощи под Российские условия, проводила курсы, тренинги, мастер-классы в крупных компаниях (ИКЕЯ, Газпром, Кока-Кола), на предприятиях, в организациях, в школах, готовила спасательные отряды из числа добровольцев в зонах конфликтов, стихийных бедствий, терактов, принимала участие в съемках передачах на тему оказания Первой помощи на каналах: 1 Канал, Россия 1, Москва 24 и т.д.
Юлия Пролыгина занимается обучением первой помощи 22 года, из них 20 лет она посвятила работе в Российском Красном кресте. О своем богатом опыте преподавателя и о проблемах, с которыми довелось столкнуться, Юлия рассказала на «Открытом разговоре»:
«Самая большая трудность, с которой я столкнулась, когда основала онлайн-школу – низкая мотивация людей. Если раньше, работая в Красном кресте, я не задумывалась о наборе группы для обучения, теперь это стало моей обязанностью, я стала изучать вопрос мотивации. Начала искать, каким образом донести до людей, что обучаться навыкам первой помощи нужно и важно. Я нашла способы, которые достаточно экологичны, но при этом люди хорошо мотивировались и шли обучаться. Для того, чтобы мотивировать людей или сформировать потребность в этих знаниях, в первую очередь необходимо закрыть возражения, которые у них есть, и которые останавливают их на пути к обучению».
Юлия сформулировала основные возражения, которые возникают у людей на пути к обучению первой помощи, и дала комментарии по каждому из них. Итак, почему люди не идут на курсы по первой помощи:
Люди не знают о том, что эти знания им нужны. Самые частые возражения: «Я живу без этих знаний и обхожусь без них».
«В этом случае, через личное общение, следует описывать реальные ситуации, в которых знания и навыки по первой помощи являются актуальными. Сейчас в сети можно найти много разнообразной информации на тему экстренных ситуаций, которые возникают в обычной жизни: видео с дорожно-транспортных происшествий, статьи на тему различных травматических ситуаций, которые часто происходят с детьми и т.д. Всю эту разнообразную «ужасную» информацию можно приводить как аргументы в пользу обучения».
Люди не знают, что курсы по первой помощи вообще существуют.
«Сейчас, к сожалению, нет четкого понимания, какие школы по первой помощи можно рекомендовать в различных городах. Здесь все упирается в стандарты обучения. Поэтому специалистам по первой помощи важно взаимодействовать между собой, создавать реестр организаций, обучающих первой помощи, реестр преподавателей и инструкторов, унифицировать стандарты обучения».
Люди думают, что с ними никогда ничего не случится, поэтому им эти знания не нужны.
«Многие думают, что первая помощь заключается только в сердечно-легочной реанимации. Но это далеко не так и об этом также стоит рассказывать. Травмы, обмороки, ожоги, потеря сознания, ребенок подавился, даже аффективно-респираторный приступ – с этим сталкиваются многие, и во всех случаях навыки по оказанию первой помощи актуальны и нужны.
Бытует мнение, что оказание первой помощи - это задача медиков.
«Многие сопротивляются обучению первой помощи, так как считают что это – прерогатива медиков. Например, школьные учителя надеются на медицинский персонал в школе. Но врача или медицинской сестры может не оказаться на месте или помощь может потребоваться одновременно в нескольких местах. В школах часто случаются ситуации, требующие оказания первой помощи, но среди школьных учителей и других сотрудников школ замотивированы к обучению единицы».
Люди уверены, что скорая помощь успеет.
«Скорая помощь не дежурит у двери каждого из нас. Если в крупных городах время прибытия бригады скорой помощи может составить 15-20 минут, то в регионах задержка может составлять несколько часов. В случае внезапной сердечной смерти или других экстренных состояний, может так случится, что по приезду на адрес бригаде скорой помощи будет некого спасать».
Люди боятся ответственности за оказание первой помощи.
«В этом случае следует говорить о судебных прецедентах, когда человек был осужден за оказание первой помощи. Их нет! Зачастую, страх оказать первую помощь формируют сотрудники скорой помощи, беспощадно критикуя попытки человека оказать помощь пострадавшему. Еще одно заблуждение связано с обязанностью оказывать первую помощь: «если я обучусь, я буду обязан». Никакой обязанности знания и навыки по первой помощи не накладывают».
Люди уверены, что в случае экстренной ситуации, им поможет Интернет или теоретические знания с уроков ОБЖ.
«В Интернете можно найти ответ на любой вопрос, но будет ли этот ответ исчерпывающим и компетентным? Что касается теоретических знаний, обучение навыкам оказания первой помощи неотрывно связано с практикой. Как невозможно в теории научить ребенка кататься на велосипеде, также невозможно обучить оказывать первую помощь только с помощью лекций или видеоматериалов».
Отсутствие времени, перегруженность другими делами и заботами.
«В таких случаях со стороны обучающей организации не стоит настаивать на 16-ти часовом курсе: это может быть мастер-класс или курс, посвященный одной теме, который замотивировал бы пройти остальные темы. Следует разбивать один большой курс на несколько маленьких. Лучше немного – чем совсем ничего».
Люди представляют себе курсы по первой помощи чем-то скучным и не интересным, не хотят тратить на это финансы.
«Возможно, человек рассуждает следующим образом: лучше я схожу в театр или ресторан, чем на курсы по первой помощи. Поэтому курсы должны быть зрелищными, цепляющими внимание, вдохновляющими на приобретение и развитие новых знаний и навыков. Тем более, в рамках курса у человека формируются новые интересные отношения с преподавателем и коллегами по курсу. Развиваясь в этой сфере, человек находит все больше единомышленников и ощущает поддержку со стороны профессионального сообщества. Что касается денежного вопроса: если человек не замотивирован к обучению, он даже бесплатно не будет учиться. Все имеет определенную цену. Ценность знаний, полученных на курсах по первой помощи, очень велика, так как человек учится спасать жизнь и помогать людям!»