Камиль Рафаэльевич, вы много работаете со студентами, руководите Лигой молодых ученых? Скажите, кто входит в Лигу и в чем заключается Ваше руководство?
Лига молодых ученых – это сообщество студентов-медиков, выбравших в качестве своего основного направления специальность «Акушерство и гинекология». Студенты Лиги под руководством опытных наставников участвуют в конференциях и семинарах, посещают мастер-классы, публикуют научные статьи в рейтинговых медицинских изданиях. Мы готовим квалифицированных специалистов, которые не получаются по щелчку. Ординаторы, которые приходят ко мне за наставничеством, загружены работой на 100 процентов. Они говорят: «Гоняйте нас, профессор!», потому что прекрасно понимают: не во всех больницах молодые специалисты активно учатся. В итоге, на выходе, ординаторы, которые два года работали санитарами, не конкурентоспособны.
Для того, чтобы стать хорошим хирургом – нужно с третьего курса стоять «у станка». Огромные усилия затрачиваются на то, чтобы для членов Лиги молодых ученых организовывать конференции, научные публикации в журналах – все это происходит на спонсорские деньги, так как у студентов нет возможности это оплачивать. Все они не из Москвы, работают по ночам. Иногда студент приходит на прием, я смотрю – человек спит. Пытаюсь отправить домой – отказывается, потому что хочет помогать, учиться. Это дорогого стоит! Таких мотивированных молодых специалистов становится все больше и больше. Я каждый год выпускаю 10 -15 человек. Молодежь важно и нужно воспитывать правильно, для того, чтобы через пять лет они взяли новых учеников. И это будет система. Молодые специалисты не должны заниматься только историями болезней. Институт наставничества необходимо восстанавливать.
Какие рекомендации, как наставник и опытный коллега, Вы даете своим подопечным?
Я своим студентам и выпускникам рекомендую заводить аккаунты в социальных сетях, писать о своих победах, описывать интересные клинические случаи, привлекать внимание конкретно к своей персоне. В этом ничего плохого нет. Убежден, что с помощью социальных сетей получится поменять отношения между пациентом и врачом. К сожалению, очень многие доктора, работающие 24 на 7, сталкиваются с профессиональным выгоранием. «Выгоревший» врач становится опасным для пациента. Чем больше таких врачей, тем больше проблем у пациентов. Задача публичности в социальных сетях – показать пациентам, что доктор – это тоже человек, у него есть личное время. Он готов помочь, но должны быть какие-то определенные рамки.
Обычно у врачей нет времени на активную социальную жизнь. Откуда брать ресурсы?
Современный квалифицированный врач обязан проявлять высокую социальную активность. Я проводил маркетинговое исследование: кто по моей специальности является лидером по количеству подписчиков в Инстаграм. В результате исследования, были выделены 10 врачей-гинекологов, у которых порядка полумиллиона подписчиков, но ни в научной среде, ни среди пациентов, этих докторов никто не знает. В гинекологии, как и в любой другой медицинской специальности, есть метры, на которых мы равняемся. Кто-то специализируется на оперативной гинекологии, кто-то на эндокринологии, но в большинстве случаев нынешние лидеры не являются лидерами социальных сетей! Я считаю, на каждого врача возложена очень серьезная просветительская миссия, не только в профессиональном сообществе, но и среди пациентов. Чем больше будет таких врачей, тем меньше у нас будет фатальных ошибок в диагностике и лечении, например, когда пациенты приходят уже с 3 или 4 стадией онкологии.
То есть ваше активное блогерство – как раз об этом?
Моя деятельность в социальных сетях заключается в просвещении, в нахождении нужного специалиста, и она занимает достаточно много времени. Я являюсь одним из создателей проекта «Найди своего доктора» (также сооснователем проекта является журналист, популяризатор медицины Михаил Генин, прим. ред.) Мы рекомендуем «правильных» врачей и клиники, где хороший контроль качества, где работают отличные специалисты. Я слежу за передвижением врачей, лидерами мнений. Мы помогаем подобрать специалиста исходя из возможностей клиента. К примеру, операция у именитого хирурга-гинеколога, лидера мнений, в частной клинике может быть недоступна для пациента. Мы подберем ему государственную больницу, в которой оперирует не менее опытный профессионал. Да, возможно, пациенту придется лежать в шестиместной палате, но зато у него будет классный доктор. Лично у меня, как у врача, все пациенты находятся под моим неусыпным оком. Я убежден, что врач несет большую моральную ответственность, поэтому я рекомендую своих коллег, которые лечат только на основе доказательной медицины, и у которых я лечился бы сам.
Много ли у Вас пациентов?
Я веду прием в большой частной клинике, в месяц у меня около 200 пациентов и порядка 50-ти операций. Запись ко мне на 2-3 недели вперед. С каждым своим пациентом я работаю персонифицировано. На амбулаторный прием в районной поликлинике выделяют 12 минут, за которые пожилой пациент успевает только раздеться и лечь на кресло. Собрать анамнез, выявить тонкости диагноза, посмотреть все обследования – на это нужно гораздо больше времени. Поэтому отношение к врачам сейчас достаточно сложное. Никто не хочет лечиться у «бездарных» врачей. Все хотят лечиться у врачей, прошедших стажировки во Франции, Америке. Но мало кто понимает, сколько и каких усилий это стоит.
Вы принимали участие в «Телемедфоруме», который проходил в Санкт-Петербурге в конце мая. Мероприятие было посвящено новым технологиям в медицине. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями?
Я большой поклонник цифровой медицины. Я помню, как мы лечили пациентов в 90-х годах, когда не хватало лекарств, было много проблем. Нельзя не признать, что за 20 лет наша медицина шагнула вперед, появилось много инноваций. Например, телемедицинские консультации. Многие пациенты отправляют свои исследования врачу для интерпретации и получают обратную связь. После форума в Санкт-Петербурге я посетил новую частную клинику и был приятно удивлен, насколько четко у них работает программное обеспечение. Пациент взаимодействует с администратором только на стадии подписания договора. Далее все взаимодействие происходит через личный кабинет, куда приходят результаты анализов, назначается время приема и т.д. И все же уровень распространения новых технологий еще достаточно низкий. В государственных учреждениях внедрять новые технологии очень тяжело по разным причинам. Это может быть недостаточность финансирования, сложности взаимодействия технических и медицинских специалистов, отсутствие мотивации у руководителей ЛПУ навести порядок у себя в учреждении, техническое несовершенство и сложность использования той или иной технологии. Немаловажную роль играет человеческий фактор в каждой отдельно взятой ситуации. Мы можем выходить на трибуны и говорить про виртуальные клиники будущего, но в реальности иногда качество оказания услуг упирается в одного сотрудника, который «схалявил» или пораньше ушел домой.
Что вы можете сказать о предположении, звучавшем на Форуме, что искусственный интеллект рано или поздно заменит врача?
Никакой искусственный интеллект доктора не заменит. Пациент приходит к врачу не только для постановки диагноза. Он приходит за состраданием. Психологическое взаимодействие между врачом и пациентом очень важно. Я своим пациентам всегда говорю: «Нас с вами трое - вы, я и ваша болезнь. Если мы с вами будем заодно, мы вашу болезнь победим, если вы где-то дадите слабину – возможно, ваша болезнь вместе с вами победит меня, и я не смогу вам помочь». Я убежден, что роботы не заменят врача ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем. Все усовершенствования будут только помогать.
Расскажите, пожалуйста, о вашей книге?
Наблюдая за моими постами в социальных сетях, мои коллеги стали рекомендовать мне издать мои заметки в печатном виде. Так получилась книга «Доказательная гинекология и немного волшебства на пути к двум полоскам», посвященная одной из моих любимых тем – репродукции. Многие пары в желании завести детей ходят по бесконечному кругу ненужных исследований и консультаций. Я постарался популярным языком объяснить нужный алгоритм действий, для того, чтобы этот порочный круг разорвать. По сути, книга – путеводитель по женскому здоровью, но с точки зрения репродукции. Могу отдельно подчеркнуть, что на данном этапе развития медицины, вспомогательные репродуктивные технологии позволяют решить любую форму бесплодия. Тысячи моих пациенток стали счастливыми мамами!
Расскажите, пожалуйста, о ваших актуальных проектах и ближайших планах?
21 июня в Академии развития инновационных технологий состоится круглый стол, на котором два врача - гинеколога, клинический психолог и юрист будут обсуждать «пациентский и врачебный экстремизм». Мы будем говорить об отношениях «врач-врач» и «врач-пациент», взаимном уважении и взаимной ответственности. А 26 июня состоится Всероссийская научно-практическую конференция «Современные тренды в лечении заболеваний вульвы, влагалища и шейки матки», на которой я выступаю с докладом. Из актуальных проектов – на базе «Академии развития инновационных технологий» я разработал и провожу восьмичасовой курс по заболеваниям вульвы для онкологов, гинекологов, дерматологов, урологов. Академия занимается развитием последипломного медицинского образования. Мы выискиваем те области медицины, в обучении которых очень заинтересованы специалисты. Курсы узкопрофильные, мы обучаем каким-то отдельным технологиям. Этой части своей деятельности я уделяю особое внимание и получаю огромное удовольствие, когда слушатели в конце курса, незнакомые мне раньше люди, обнимают меня и говорят: «Спасибо, профессор!».