Пластиковые манекены с электронным управлением открыли новую эру в симуляционном обучении.
Первый манекен для отработки приемов искусственного дыхания создал норвежский предприниматель Асмунд Лаэрдал в 1958-60 гг по заказу австрийского врача Питера Сафара — автора курсов по сердечно-лёгочной реанимации. Позже манекен был снабжен пружиной, что дало возможность имитировать сопротивление грудной клетки при отработке навыков сердечно-легочной реанимации. Лицо манекена точь-в-точь повторяло черты неизвестной французской девушки, которая, согласно самой распространённой версии событий, утонула в Сене в XIX веке. О судьбе этой красавицы ничего неизвестно, мы знаем лишь, что с ее лица сделали посмертную маску, которая неожиданно стала очень популярной, с нее стали делать копии для продажи, маска была признана произведением искусства, её стали использовать в качестве украшения домов, рисовать портреты, о судьбе незнакомки даже поставили балет, а Набоков посвятил стихи. Было то задолго до того момента, когда бывший кукольник Лаэрдал решил использовать этот образ в своем «произведении» и назвал свой манекен «Ресаски Энн» (англ. Resusci Anne) – «Оживленная Анна».
В 1968 г. в Университете города Майами (штат Флорида, США) доктор Майкл Гордон сконструировал манекен «Харви» для отработки навыков диагностики состояния сердечно-сосудистой системы. Сложное электромеханическое устройство было в состоянии воспроизводить различные варианты дыхания, пульса, артериального давления, шумов и тонов сердца, соответствующее 25 различным сердечно-сосудистым патологиям. «Харви» выпускается до сегодняшнего дня, теперь - в усовершенствованном варианте, с использованием современных компьютерных технологий.
С тех пор, с развитием технологий и появлением новых материалов было создано много новых симуляторов. Но означает ли это, что необходимость в разработке новых симуляторов отпала? Нет, конечно.
По сути, любой крупный медицинский вуз сегодня имеет все необходимые ресурсы для создания любых видов симуляционного оборудования для собственных нужд. И многие из них занимаются такими разработками как с привлечением партнёров, так и в пределах своих университетов. Многие студенческие работы по созданию специализированных симуляторов могут дать фору дорогим зарубежным разработкам.
Для создания современного востребованного симулятора в наше время требуются адекватный современный контент и технологии. При этом существуют два пути создания симуляторов. Первый – копирование зарубежных - американских, европейских и японских разработок. Делать это можно, проводя "апгрейд", адаптируя их под российские реалии.
Другой путь - разработка собственных уникальных симуляторов с использованием наработок зарубежных коллег. Это могут быть симуляторы общего спектра или симуляторы, ориентированные на требования конкретных образовательных процессов.
Сегодня практически любые технологии, использующиеся в зарубежных разработках, доступны и в нашей стране. Однако с нарастанием уникальности и специфичности оборудования вопрос контента становится все более трудоёмким. А соединение этого контента с технологиями зачастую может привести к созданию манекена, который работает не совсем так, как планировалось. Как слабый и не актуальный контент может загубить самые новейшие технические решения, произведя на свет обычную компьютерную игрушку, так и несоответствие используемых технологий самому передовому современному контенту может дать нежелательный результат.
Многие медицинские учебные заведения в нашей стране создали на своей базе специальные симуляционные лаборатории с высокотехнологичным дорогим оборудованием, с помощью которого можно разработать опытный образец под любые требования и нужды медицинского образования. Вопрос только в финансировании, ведь затраты на проектирование, например, муляжа сердца, его последующее производство на высокоточном 3D-принтере, потребуют гораздо большего вложения средств, чем приобретение готового муляжа сердца на «Алиэкспрессе» от производителя, который в сутки готов выдавать, например, 100 000 копий с исходной болванки. А высокой точности различных структур для большей части нужд образования от такого муляжа и не требуется. Тем не менее, руководство любого вуза в большинстве случаев предпочтет потратить деньги на что-то, что будет произведено в стенах образовательного учреждения и сможет повысить его престиж.
Сейчас множество компаний, предприятий берётся за разработку и выпуск собственной продукции для медицинского симуляционного образования. Звучат громкие заявления, озвучиваются грандиозные планы и проекты.
Однако давайте посмотрим правде в глаза: реально ли за несколько лет создать и наладить массовое производство конкурентоспособного манекена? В любом случае это будет достаточно сырой и нестабильный продукт со стоимостью не намного ниже стоимости «Харви». К тому же, не надо забывать, что «Харви» дорабатывается и совершенствуется уже более полувека.
То же можно сказать и об амбициозных планах отточить до мелочей процесс отработки навыков сердечно-лёгочной реанимации, создав конкурента «Оживлённой Анне», работа над которой идет вот уже более 60 лет.
Создание новых симуляторов вносит свежую струю и двигает модернизации "титанов" индустрии, но, чтобы полностью заменить титана, нужно самому стать титаном. В реальности производство симуляционного оборудования в нашей стране находится пока в зачаточном состоянии, сдвинуть ситуацию с мертвой точки способны лишь единицы.
Развитие симуляционного образования в медицине трудно реализуемо, если нет органа, который объединяет всех профессионалов в симуляционном медицинском образовании. В Европе на учредительном съезде, который состоялся в 1994 году в Копенгагене, было создано Европейское общество симуляционного обучения в медицине SESAM (Society in Europe for Simulation Applied to Medicine), которое регулярно проводит авторитетные конференции. Позднее было создано международное Общество Симуляции в Здравоохранении SSIH (Society for Simulation in Healthcare) со штаб-квартирой в Миннеаполисе, США, которое также проводит ежегодные конференции по симуляционному обучению в здравоохранении. Помимо этого общество осуществляет добровольную сертификацию симуляционных центров и издает журнал «Симуляция в здравоохранении» (главный редактор журнала - пионер симуляционных технологий Дэвид Габа, профессор, руководитель симуляционного центра Стэнфордского Университета).
В России общественное объединение, призванное решать сходные задачи, было организовано в феврале 2012 года, когда на учредительном съезде было создано «Российское общество симуляционного обучения в медицине» - РОСОМЕД. Общество проводит научно-практические мероприятия, съезды, издает журнал «Виртуальные технологии в медицине». Благодаря этому возникло реальное более или менее централизованное взаимодействие между разработчиками симуляционных технологий, потребителями таковых и властью. Организация взяла на себя инициативу разработать концепцию симуляционного обучения в медицине и объединить профессионалов.
Один из ключевых вопросов, который неизбежно встает перед разработчиками и производителями новых манекенов: какими должны быть симуляционные системы, чтобы длительное время оставаться полезными для различных научных медицинских школ?
Потребитель заинтересован в том, чтобы манекен работал долго, был масштабируемым, то есть гибко настраиваемым. Но заинтересован ли в таком манекене производитель? Если тренажер будет служить слишком долго, клиенты не купят новую версию, так как смогут просто перенастроить старую. Все крупнейшие производители предпочтут, чтобы после каких-то изменений в рекомендациях, стандартах старое оборудование перестало им соответствовать и появилась бы возможность продать новый тренажер или хотя бы специальный модуль (апгрейд) к старому, чтобы привести его в соответствии с требованиями времени. Скорее всего, будущее за вторым, компромиссным вариантом, который устроит и покупателей, и производителей.
П. Ильин,
врач-кибернетик,
эксперт MedTecNews по симуляционному оборудованию
< Предыдущая статья