Человек рожден для счастья, но его ожидание ведёт к неправильным решениям

3 ноября 2020

Учёных заинтересовала одна из типичных особенностей человеческого поведения - предпочтение счастливого финала в любом случае. “Хэппи энд” означает, что любой жизненный опыт должен завершаться “хорошо”. Большинству людей нравится, когда приятные переживания максимально продолжительны, но в то же время люди хотят, чтобы и закончилось всё максимально хорошо. 

Чтобы изучить этот феномен, учёные пригласили 27 добровольцев принять участие в виртуальном игровом эксперименте. Участники наблюдали за кувшинами с деньгами на экране компьютера, когда “золотые” монеты разных размеров падали в кувшины одна за другой. Самым удачным финалом считалось выпадение в конце игры последовательности наиболее крупных золотых монет.

Эксперимент проходил в сканере МРТ, который позволял отслеживать активность мозга. Оказалось, что ценность опыта определяется в двух различных областях мозга. Понимание “общей” ценности закодировано в области мозга, называемой миндалевидным телом, которое играет большую роль в формировании эмоций, а также помогает принять рациональное решение в том числе в случае негативного опыта. 

Влияние миндалевидного тела на принятие решений снижается из-за активности в области, называемой передней островковой долей, - она активируется, если предыдущий опыт был неудачным. Островковая доля - часть коры головного мозга, находящаяся в глубине латеральной борозды, кора этой доли считается ответственной за формирование сознания. У человека с активной передней островковой частью любой финал, кроме счастливого вызывает отвращение и неприятие.  

В эксперименте люди, принимающие правильные решения, выбирали кувшины с наибольшим общим количеством денег, независимо от того, получили ли они в конце более крупные золотые монеты. При этом у них активировалась миндалина, преодолевающая ощущение “негативного опыта” (отсутствия больших монет). А люди, которые принимали неоптимальные решения, имели более высокую активность в передней части островковой доли. 

Эти механизмы мозга работают независимо от желания человека и делают его восприимчивым к манипуляциям, таким, как реклама, пропаганда, фейковые новости.  Чем больше институтов манипулирует мышлением человека, тем больше активируется передняя островковая доля и тем меньше шансов принять правильное решение.

Тем не менее, этому врождённому механизму можно противостоять, помогая мозгу разобраться в ситуации и принять правильное решение. Самый простой пример - составить список плюсов и минусов. Или в сложной ситуации человек может остановиться и подумать о том, что он делает и, используя префронтальную кору, подавить импульсы нежелания получить негативный опыт и сосредоточиться на самом важном аспекте решения.

Исследование проведено учёными Кембриджа  Мартином Д. Вестергаардом (Martin D. Vestergaard) и Вольфрамом Шульцем (Wolfram Schultz) и опубликовано в “Journal of Neuroscience”.



Элемент не найден