Развитие симуляционного медицинского образования. Два тормоза – бюджет и кадры.

5 авг 2020
#Аналитика

Преимущества использования симуляторов для обучения в медицинских вузах и колледжах очевидны. 

Отработав необходимые навыки на симуляторах, студенты гораздо увереннее чувствуют себя, приходя в клинику на практику или с новеньким дипломом на работу. 

Но, тем не менее, симуляционное обучение используется в нашей стране недостаточно активно. 
Почему?


Какие сложности возникают на пути внедрения симуляторов и симуляционных технологий? Во-первых, это проблемы с бюджетом. Не у всех учебных заведений достаточно средств на приобретение симуляторов. Во-вторых, нередко возникают организационные сложности. Нужен квалифицированный специалист - руководитель по симуляционному обучению. Кроме того, одного руководителя для работы симуляционного центра недостаточно, но другие преподаватели в лучшем случае оформлены на полставки в дополнение к основной работе на профильной кафедре.

В-третьих, могут возникать проблемы с помещением. А бывает и так, что, есть помещение, закуплено огромное количество симуляционного оборудования, причем очень современного и дорогого, есть руководитель и преподаватели. Тем не менее мы постоянно сталкиваемся с тем, что студенты медицинского университета к пятому-шестому курсу могут еще не успеть отработать что-либо на манекене на базе симуляционного центра. Часто это происходит из-за сложностей в организации учебного процесса. 

В последние годы появилась тенденция к централизации симуляционного обучения в отдельных подразделениях так, что практические занятия проводятся с выездом в симуляционный центр. При этом кафедры могут находиться от него довольно далеко. Такие организационные сложности часто приводят к тому, что практика проходит только на бумаге.

Другая проблема заключается в том, что в учебных планах зачастую предусмотрено меньше времени на практические занятия на манекенах, чем этого требуется для успешного усвоения необходимых навыков. 

Например, комплекс навыков базовой сердечно-лёгочной реанимации (СРЛ) отрабатывается всеми обучающимися в медицинском образовании специальностями. Он должен быть сдан практически "на отлично" любым выпускником вуза, суза, а зачастую сдается и учащимися немедицинских специальностей, включая предмет ОБЖ в школе.

БСЛР - это достаточно простой и четкий комплекс мероприятий, который в идеале должен освоить каждый человек. А в медицинском образовании это всего лишь первый из ряда комплексных практических навыков, который необходимо сдать успешно. В дальнейшем добавляются клинические навыки, которые требуют гораздо больше времени для усвоения на практических занятиях.

Для того, чтобы успешно освоить БСЛР, требуется несколько практических занятий общей длительностью не менее одного рабочего дня (восемь часов), а в идеале - два дня. За это время можно отработать все, что требуется, на манекенах, рассмотреть основные сценарии, полноценно попрактиковаться до состояния, когда навыки остаются "на кончиках пальцев". Если учебным планом отводится на это одно занятие, этого явно недостаточно. Кроме того, до, успешного поддержания освоенных практических навыков, если таковые не практикуются постоянно в клинической практике, требуется периодический ретренинг, так что студенты, освоившие навыки СЛР на 4-м курсе, к сдаче аккредитации не смогут продемонстрировать все эффективно. Ретренинг СЛР раз в полгода - это не то, что могут позволить себе учебные учреждения в своих планах.

Медицинское образование невозможно без самостоятельной работы. Однако, если самостоятельно изучение теории возможно, то для практики нужен как минимум доступ к манекенам. И здесь без помощи опытного преподавателя или инструктора не обойтись.

Для работы на сложном манекене и роботе нужно участие нескольких квалифицированных специалистов, которые бы полностью контролировали происходящее и могли провести разбор отработки навыков, проанализировать ошибки. Для отработки же определенных отдельных манипуляций на простых тренажёрах достаточно краткого инструктажа и контроля более опытного однокурсника.

Если простых тренажеров и симуляторов для отработки отдельных манипуляций будет достаточно, данный вид обучения станет доступен не на словах, а на деле. Базовые умения можно и нужно отрабатывать на индивидуальных материалах.

Во многих странах уже осуществили на практике принцип «каждому студенту – по тренажеру». Каждому студенту вуза и колледжа должно быть доступно по одному тренажёру всех видов. Таким образом студент использует только индивидуальные симуляторы в период всего обучения и освоения образовательной программы. 

Пандемия коронавируса показала, что такой принцип имеет полное и даже приоритетное право на существование. Санитарно-эпидемиологические требования, сформировавшиеся в нынешнем году во время эпидемии COVID-19, от нас теперь вряд ли куда-то денутся. Если нет индивидуальных манекенов, вряд ли удастся отрабатывать необходимые навыки, соблюдая социальную дистанцию. Но если выдать каждому манекен для индивидуального тренинга, а после занятия собрать, обработать и сменить расходники, то необходимые санитарно-гигиенические требования будут соблюдены.

Вывод прост: нужно больше простых, доступных широкому кругу учащихся симуляторов, которые необходимы для отработки различных навыков. На сегодняшний день ситуация такова, что университеты закупают дорогостоящее оборудование, хранят и берегут его как зеницу ока (мало ли, вдруг студенты сломают). В результате манекены простаивают. Во многих колледжах положение не лучше: тренажеры бережно хранятся, пока не рассыплются от старости.

В идеале все студенты должны получить доступ к простым, дешевым тренажерам. В медицинское образование наконец должны прийти доступные симуляторы в достаточном количестве, а с учетом риска пандемий необходимо увеличение площадей симуляционных центров. Требуется также увеличить количество работающих в них преподавателей.

Необходимо изменить устоявшееся отношение к манекенам как к музейным экспонатам, с которых лишь сдувают пыль перед приходом очередной комиссии. Это позволит совершить прорыв в симуляционном образовании и значительно повысить качество обучения.

< Первая статья I Заключительная статья >  


П. Ильин,
врач-кибернетик,
эксперт MedTecNews по симуляционному оборудованию

 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...