Леди и манекены

20 апр 2020
#Интервью

Основатель компании «Медтехника СПб» Марина Дормидонтова превратила  импортера и поставщика в разработчика и производителя симуляционного оборудования.


Современную медицинскую школу невозможно представить без симуляторов: система непрерывного образования – от колледжа и медуниверситета до передового научно-исследовательского института – нуждается в роботах и манекенах не меньше, чем в любом другом учебном или клиническом оборудовании. На этом поле 10 лет назад и родилась компания «Медтехника СПб», входящая сегодня в ТОП5 лидеров по объему и географии поставок симуляционного оборудования. Генеральный директор компании Марина Дормидонтова начинала этот бизнес как индивидуальный предприниматель, а сегодня возглавляет предприятие, в каталоге которого свыше 2 тысяч наименований продукции. Основатель проекта рассказала об отношении к индустрии здравоохранения, социальной ответственности бизнеса и своем видении будущего отечественной медицины, а также о том, как компания противодействует пандемии и реагирует на угрозу экономического кризиса.

– Почему вы вообще решили заняться бизнесом?

– Все просто: я искала занятие, которое позволило бы оставаться приличным человеком и делать что-то полезное для общества, для людей. По-моему, после распада Советского Союза это стало намного труднее. Зарабатывать во что бы то ни стало, только на том, что выгодно – вот к чему моя душа точно не лежала. Меня учили, что цели должны быть высокими и благородными.


– Как началась «Медтехника СПб»?

– Лет пятнадцать назад я разговорилась с подругой – она, кстати, хирург – о том, как будет развиваться медицина. Подруга принялась фантазировать, мол, в XXI веке врачам всех специальностей и медсестрам будут помогать роботы. Они смогут выполнять самую тонкую, кропотливую и трудоемкую работу: проводить сложнейшие операции, ухаживать за больными, контролировать состояние пациентов. Мне стало интересно, и я пошла сначала на одну медицинскую выставку, потом на вторую, третью.

В те годы рынок симуляционного оборудования в России был еще только на стадии формирования. Я рассматривала манекены, а роботов тогда еще и не было, на стендах зарубежных компаний. Разговаривала с представителями отечественных клиник, научных центров, медицинских вузов, колледжей. Оказалось, что на все это неуверенный спрос вроде бы есть, а вот предложения нет. Одна из клиник захотела попробовать и сделала у меня заказ, за ней последовало второе предприятие, третье – в основном они искали оборудование для медицинского образования. Контакты зарубежных поставщиков я с тех выставок и сохранила. Так все началось. Получается, мы были одними из первых на этом рынке, а то и вовсе первыми.


– И как скоро дела пошли в гору?

– Я организовала поставки из Америки, Европы, Китая, решив поначалу развиваться именно в этом направлении. К 2014 году у компании были уже сотни клиентов, многие из них – постоянные. Но тогда как раз стали возникать сложности с поставками из-за санкций. Мы вписались в идею импортозамещения: без каких-либо грантов, не дожидаясь преференций со стороны государства, приняли решение заниматься собственными разработками, задумались об организации производства.

К тому времени у нас уже сложились добрые партнерские отношения с ведущими вузами и колледжами страны, крупными клиниками, симуляционными центрами. Они и формулировали задачи, куда нам стоит развиваться. Кстати, далеко не все импортные модели соответствовали требованиям Минздрава России, да еще и стоили дорого, а сопроводительные документы были на иностранных языках. Опираясь на научные исследования, рекомендации наших партнеров и реальный спрос, мы научились адаптировать и разрабатывать модели роботов-симуляторов, тренажеров, кибернетических фантомов специально для российской системы медицинского образования.


– Какой ваш собственный проект вы назвали бы сегодня наиболее успешным?

– Например, модели робота-симулятора «Володя», впервые выпущенные в 2015 году, полностью соответствуют требованиям для всех трех форм аккредитации медицинского персонала. Они удобны, функциональны, на них могут проходить обучение и сдавать одновременно экзамены группы до восьми человек. Все показатели их действий по сердечно-легочной реанимации транслируются на монитор, кибернетическая система сразу выставляет оценки, показывает ошибки – можно сказать, что этот робот-пациент становится одновременно и роботом-преподавателем.

А новая модель «Володя 10», 2020 года выпуска, обладает еще и целым рядом уникальных дополнительных функций. Это робот-конструктор, который может комплектоваться и как торсовая, и как полноростовая модель, менять пол, доукомплектовываться гаджетами для отработки различных навыков, даже жесткость грудной клетки у него настраиваемая. Один «Володя 10» способен заменить несколько манекенов, которые раньше приобретались под разные задачи и программы обучения. Очевидно, что это намного экономнее.

Кроме того, сейчас мы разрабатываем нового робота-пациента, который будет обладать целым рядом уникальных функций, ориентированных на отечественное медобразование. Постараемся сделать его значительно дешевле европейских аналогов.


– Кто использует «Володю» разных модификаций?

– Мы поставляем нашу продукцию тысячам предприятий по всей России – от Калининграда до Камчатки. Среди клиентов – не только медучреждения и вузы, но и отделы охраны труда предприятий, в числе которых, например, «Газпром», Сбербанк, «Алтай-Кокс», «Инвитро», «Медси», региональные отделения Красного Креста и сотни учебных заведений.


– Продолжает ли компания поставлять симуляционное оборудование из-за рубежа или полностью сосредоточилась на собственных разработках?

– Продолжаем и будем продолжать. Например, из Америки мы поставляем уникальные муляжи ранений, которые используют не только медики и криминалисты, но и представители киноиндустрии. По-прежнему возим оборудование из Европы, из стран Азии. Это нормальная практика для всех стран. Но мы не просто ввозим в Россию и перепродаем. Мы адаптируем импортное оборудование к отечественным условиям, переводим инструкции и программные модули на русский язык, настраиваем технику в соответствии с российскими требованиями.

Наша задача – обеспечить российскую медицину и все нуждающиеся в таких продуктах предприятия симуляционным оборудованием по ценам, приемлемым для разных бюджетов. Скажем, медицинский колледж никогда не купит тренажер за десятки миллионов рублей, но готовить специалистов ему необходимо, а тренажеры – наиболее удобный и доступный способ получения практических навыков. Поэтому под потребности клиентов, которые можно обеспечить недорогими импортными моделями, возим что-то из-за рубежа. Все, что нельзя или проблематично брать за рубежом, разрабатываем сами.


– Ваша компания участвует в госпрограммах по импортозамещению, нацпроектах?

– Официально – нет. Мы не получаем никаких грантов, субсидий, не боремся за них. Нам не оказывают никакой финансовой поддержки, не дают денег на развитие и научные разработки. Но в основе наших планов лежат именно эти важнейшие государственные проекты и программы. Мы, безусловно, работаем на них. Не все ведь измеряется одними лишь деньгами и прибылью.

По мере того, как растет компания, увеличивается и ее ответственность. Наша деловая стратегия направлена на расширение доступа медицинских и образовательных учреждений к симуляционному оборудованию, в каких бы отдаленных уголках страны они ни находились, какими бы скромными бюджетами ни располагали.

«Медтехника СПб», даже не участвуя в национальных проектах «Здоровье» и «Демография» напрямую, помогает решать те задачи, что в них поставлены. И мы планируем расширять такое участие. Это и обучение первой помощи, и удержание низких цен на продукцию, и поставка симуляторов родов – значительная часть того, что мы делаем каждый день, прямо или косвенно связано с этими двумя государственными инициативами.


– Вероятно, такой подход не предусматривает сверхприбылей, учитывая уникальную ситуацию, когда вам удалось занять, по сути, пустовавшую нишу?

– Вы хотите сказать, что я и мои компаньоны могли бы стать намного богаче? Что ж, возможно, мы зарабатывали бы в два, три, а то и в десять раз больше. Но стали бы мы от этого счастливее? Уважали бы себя? Не уверена. Я считаю, что наш бизнес сейчас развивается гармонично и хорошо. У компании нестыдные цели и грандиозные планы. А прибыль является не более чем адекватным вознаграждением за наш труд.


– Борьба с коронавирусом парализует экономику. Целые отрасли фактически простаивают, показывая нулевую, а нередко и отрицательную рентабельность. Как вы справляетесь с этими угрозами?

– Мы готовы к испытаниям. Большие товарные запасы позволяют выполнять все обязательства и в этот сложный период не подвести образовательные и медицинские учреждения. В своей области мы можем выполнить задачи, поставленные президентом, который говорил о важности подготовки и переподготовки медработников в условиях эпидемии. Мы разработали специальную программу противодействия эпидемии и обратились с предложением к городским и федеральным органам власти о создании симуляционных центров по подготовке специалистов для противодействия распространению коронавирусной инфекции. Мы способны обеспечить все медучреждения страны роботами-симуляторами последнего поколения для отработки навыков, необходимых в борьбе с COVID-19. Работают склады, отлаженная за годы логистическая система выдерживает существующие ограничения. Наши тылы надежны. Мы выдержим. И, уверена, внесем реальный вклад в победу над эпидемией.


– В сентябре 2020 года «Медтехнике СПб» исполняется 10 лет. Что вы считаете главными конкурентными преимуществами компании на этом этапе ее развития?

– Во-первых, я искренне считаю наш бизнес социально ориентированным, что для России сравнительная редкость – и это привлекает прогрессивных партнеров и клиентов. Во-вторых, у нас такие складские мощности и товарные запасы, что мы можем гарантировать оперативную поставку любого оборудования на много месяцев вперед. Большинство игроков рынка не располагают товарными запасами и заказывают продукцию под конкретный клиентский запрос у производителей за рубежом, что увеличивает сроки поставки в несколько раз.

В-третьих, мы вкладываем немало средств в развитие нашего научно-практического направления. Например, в 2020 году планируем реализовать несколько просветительских программ для школьников и студентов, запускаем специальную программу по охране труда, развиваем интеллектуальные мощности предприятия. Мы уже открыли Центр интерактивного обучения «Медтехника СПб», который позволяет пройти курсы по первой помощи, аккредитации медработников, акушерству, профилактике онкологических заболеваний. В наших первых вебинарах приняли участие более 100 учебных и лечебных учреждений из России, Грузии, Беларуси, Казахстана, Киргизии, и мы планируем развивать учебно-просветительское направление нашей компании.

Наконец, сейчас у нас в разработке находятся несколько не имеющих аналогов ни в России, ни за границей роботов-пациентов – в ближайшее время они поступят в продажу.


Источник: VADEMECUM

  • Комментарии
Загрузка комментариев...