Дистанционное обучение практическим навыкам первой помощи: pro et contra

25 фев 2021
#Обзор

Преподаватели первой помощи провели «открытый разговор» о проведении практической части курса первой помощи в дистанционном формате. На встрече обсуждался ряд актуальных вопросов, связанных с проведением практической части обучения в режиме онлайн. Основными вопросами встречи стали целесообразность, эффективность и адекватность контроля дистанционного обучения курсантов.

Павел Олегович Ильин, преподаватель первой помощи и заместитель генерального директора компании Медтехника СПб, рассказал об основных трудностях, связанных с дистанционным форматом. Обучение первой помощи насыщено практическими навыками, самые сложные - отрабатываются на манекенах и симуляторах. В первую очередь эксперт сделал акцент на обеспечении преподавателя и курсанта необходимым оборудованием, с четкой инструкцией по его расположению, и компьютерными технологиями.

В пособии для преподавателей есть перечень материалов, который придется корректировать в случае дистанционного обучения. Видеопроектор и экран заменятся на минимум 3 камеры с определенным расположением в аудитории, из которой ведет занятие преподаватель. Не исключен вариант использования помощника-оператора. Курсант должен быть обеспечен минимальным набором симуляторов: манекеном для сердечно-легочной реанимации с обратной связью, манекеном или жилетом для отработки приема Геймлиха, муляжами ран, травм, ожогов, манекеном ребенка для освобождения дыхательных путей, а также защитными средствами и аптечкой. При этом манекены курсанта и преподавателя должны быть идентичны. Курсанту нужна обзорная камера, по расположению которой будет видно положение различных частей его тела и дополнительная камера, для более детального контроля отработки отдельных навыков.  Преподаватель и курсант также нуждаются в бесперебойной связи и облачном программном обеспечении, которые помогут адекватно оценить конкретные показания манекена в случае отработки навыков сердечно-легочной реанимации.

Обеспечение курсанта манекенами подразумевает организацию логистики, четкую работу которой не всегда можно предусмотреть - задержка доставки или любой другой сбой ляжет на плечи организаторов. Большие трудности также связаны с тем, что на данный момент никто не предоставляет возможность аренды манекенов. К тому же нельзя гарантировать бесперебойную работу операторов связи в отдаленных регионах. «В случае организации обучения для преподавателей первой помощи, ряд вопросов, связанных с оборудованием, снимается. Как правило, преподавателей первой помощи собрать в одном месте в одно время достаточно сложно, - в этом случае рассматривать дистанционный формат обучения целесообразно», - добавил эксперт.

 

Яков Наумович Гинзбург, начальник «Санкт-Петербургского учебного центра медицины чрезвычайных ситуаций и безопасности жизнедеятельности» поделился своим опытом проведения практических занятий по оказанию первой помощи с контролем действий обучаемых преподавателем при помощи видеоконференцсвязи. При проведении данного занятия двое преподавателей находились в другом городе и отслеживали правильность действий слушателей при помощи четырёх видеокамер, ещё один инструктор находился в помещении с курсантами и контролировал правильность выполнения некоторых манипуляций, таких как правильность наложения повязок, кровоостанавливающего жгута, наложение транспортных шин. Данный опыт показал, что в случае дистанционного переобучения или проверки знаний и навыков группы курсантов, которая уже прошла очную подготовку, опыт можно назвать успешным.
 

Во время введения ограничений на проведение очных занятий, специалистами Учебного центра медицины ЧСиБЖ был разработано техническое задание и составлен перечень оборудования для отработки навыков сердечно-легочной реанимации в условиях дистанционного обучения курсантов, находящихся в удаленных от учебного центра учебных аудиториях (отдалённых аварийно-спасательных подразделениях СЗФО). По мнению Якова Наумовича, для возможности адекватной оценки работы курсанта с фантомом при отработке СЛР необходимо 3-4 видеокамеры; манекен-фантом с возможностью передачи информации о качестве проведения реанимационных действий в компьютер и далее, при помощи программно-аппаратного комплекса и сети Интернет, на терминал преподавателя; высокоскоростной модем для передачи большого объёма поточной информации и качественный канал связи. После оценки финансовых затрат на подобный комплект оборудования надежда на реализацию проекта начала таять, а после оценки реальных возможностей телекоммуникационных сетей в отдалённых районах, стало понятно, что реализовать дистанционное обучение навыкам СЛР с приемлемым качеством контроля действий обучаемых финансово не рентабельно и часто нереально технически.

 

Людмила Анатольевна Димитрюк, преподаватель по медицине катастроф и руководитель курсов по первой помощи в СПб ГБПОУ «Медицинский колледж им. В.М. Бехтерева», поделилась своим опытом работы в дистанционном формате. Курсы первой помощи «Светоч» на базе колледжа существуют уже 7-ой год и проходят в интерактивном режиме для небольших групп курсантов, желающих обучаться. Обучение навыкам первой помощи в онлайн-формате в колледже не проводится. Летом 2020 года перед курсантами стояла задача снять конкурсный ролик для регионального этапа соревнований «Человеческий фактор». Опыт показал: для адекватной оценки судейской комиссии практического этапа оказания первой помощи, представленного в форме видеоматериала, необходимо сделать большое количество дублей с различных ракурсов. Людмила Анатольевна подчеркнула, что в качестве промо-роликов, рекламных или агитационных видеоматериалов практические занятия по первой помощи можно и нужно снимать качественно и интересно, но обучать и обучаться практике первой помощи онлайн - не эффективно.

 

Преподаватель первой помощи учебного центра "Первая Помощь" и действующий спасатель Станислав Валерьевич Журавский высказался категорически против обучения навыкам первой помощи в исключительно  онлайн-формате без проведения практических очных занятий.  «Никакие теоретические знания при отсутствии практики не в состоянии дать необходимого навыка для работы с пострадавшими!», - подчеркнул преподаватель. Станислав Валерьевич  в течение 1,5 лет практикует смешанный вариант курса первой помощи, состоящий из онлайн-теории и офлайн-практики. Подобный формат включает в себе именно онлайн-общение со слушателями, а не просмотр записей лекций. Эксперт отметил, что в результате некорректного восприятия слушателем теоретического материала,  предназначенного для самостоятельного обучения,  закладывается некоторое количество ошибок. На их разбор и исправление приходится терять время на офлайн-занятиях, отведенное на практику.

 

Татьяна Владимировна Гошокова, преподаватель первой помощи АНО ДПО «Межрегиональная школа первой помощи», согласилась с коллегами, что обучить практическим навыкам оказания первой помощи онлайн невероятно сложно, у каждого педагога-практика есть внутреннее сопротивление этому формату. Татьяна Владимировна тем не менее отметила, что все больше образовательных программ уходят в онлайн в условиях пандемии коронавируса и подобные тенденции будут только продолжаться. Кроме того необходимость дистанционного формата обучения может быть связано не только с пандемией, но и с географической труднодоступностью очных курсов для некоторых категорий граждан, желающих научиться первой помощи или обязанных это сделать. И здесь речь не идет о формальном или бесконтрольном изучении теоретических материалов с выдачей удостоверений. Поэтому преподавателям первой помощи необходимо начать обсуждать, как приблизить по эффективности дистанционный формат обучения к очному курсу первой помощи (например, дистанционное обучение с использованием нескольких видеокамер, манекенов с фиксацией результатов и т.д.), в тех ситуациях, когда провести обучение в привычном формате не предоставляется возможным. А в сообществе экспертов важно обсуждать и пробовать реализовывать новые форматы, для того, чтобы вне зависимости от ситуации и внешних обстоятельств, продолжать обучать людей первой помощи максимально качественно и эффективно.

 

В результате обмена экспертными мнениями, преподаватели первой помощи отметили важность и неоднозначность заявленной темы. В ходе беседы, эксперты запланировали организовать круглый стол на тему «Дистанционное обучение навыкам первой помощи» с участием преподавателей и инструкторов со всей России. Редакция портала MedTecNews обещает следить за развитием событий.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...